Стратегия «Мадрид действует несправедливо, но стратегически правильно»
Персоны
В испанской Каталонии проходят демонстрации в поддержку политиков, которым Верховный суд дал реальные сроки за организацию референдума о независимости. Гость в студии «Вестей ФМ» – научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, программный директор Валдайского клуба Тимофей Бордачёв. Ведущая – Анна Шафран.
ШАФРАН: Ощущение, что быстро и легко это не закончится в этот раз. Как думаете, справятся ли власти Испании с этим вызовом, и как они действовать могут и будут?
БОРДАЧЁВ: Сейчас существует несколько сценариев. Существует объективное будущее в том, что быстро это не закончится. Это не заканчивается быстро уже порядка 40 лет с момента завершения диктатуры правления Франко, когда вообще все это было под жестким полицейским контролем и подконтрольно службам безопасности. И каталонский сепаратизм почувствовал себя более или менее дееспособным, то есть эта история продолжается много лет.
Я помню, 27 лет назад, во время учебы в Бельгии мои однокурсники каталонцы были не менее радикальны, чем они сейчас. Прошло 27 лет ничего особенно не изменилось: тогда выходили на демонстрации, сейчас выходят на демонстрации, но никаких радикальных качественных сдвигов не происходит, что, видимо, указывает на то, что глубинные причины и внутри Испании, и особенно вокруг Испании для того, чтобы Каталония действительно начала двигаться в сторону независимости в полном смысле этого слова, эти глубинные причины пока отсутствуют.
А стало быть, испанские власти рассчитывают, что, обезглавив это движение, кого-то посадили, общий срок у них, по-моему, набрался 99 лет на всю вот эту группу, кого-то, изгнав из страны, Карлос Пучдемон скитается по другим государствам Европейского союза, которые его Испании не выдадут, сделав это, испанские власти рассчитывают, что они движение обезглавили, теперь они могут пережить демонстрации и в спокойном режиме следующие 2-3 года опять рассчитывать на то, что это утихомирится, уляжется, на то, что экономические игроки, компании не захотят перманентной нестабильности. Каталонцы побухтят, побунтуют, может быть, что-то разобьют, может быть, выбьют кому-то глаз, сожгут машины, полицейские примут против них меры, но постепенно все уляжется, как это происходило на протяжении уже десятков раз.
ШАФРАН: Выходит так сейчас: официальные испанские власти одну выхлопную трубу заткнули, но газ просачивается через все остальные возможные отверстия. Это же серьезно, это не один город и не одна акция, а народ прям включился. Потому что если это в нескольких городах, 10 дорог серьезных, которую инфраструктуру дорожную формируют, перекрыты, если люди волнуются, это говорит о том, что, наверное, не совсем правильная стратегия выбрана, или все-таки они побунтуют, и сольется этот протест, вот такой, что ли, расчет?
БОРДАЧЁВ: Наиболее вероятно то, что выбранная стратегия несправедлива, но она правильна. Она несправедлива потому, что она все-таки лишает большинство каталонцев того выбора, который они бы хотели сделать, несмотря на то, что в Каталонии присутствует достаточно большое количество тех, кто выступает за сохранение этой территории в составе Испании, а те, кто выступает за независимость, они находятся хоть и в минимальном, но в большинстве, поэтому – это несправедливая политика. Но в долгосрочной перспективе эта стратегия, наверное, верная все-таки, поскольку она, с одной стороны, позволяет людям выходить на демонстрации, подраться, выпустить пар, но при этом отсутствуют любые условия для того, чтобы это перешло на уровень реального отделения, либо реальной вооруженной борьбы, не дай бог, конечно.
Также в программе:
Кредит доверия Борису Джонсону от королевы, экологические протесты и многое другое.
Полностью слушайте в аудиоверсии.