Стратегия «Самый информативный след – цифровой»

18 октября 2019, 19:06

Персоны

О современных способах расследования преступлений, тотальной слежке и многом другом. Гость в студии «Вестей ФМ» – следователь-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации Вадим Смехнов. Ведущая – Анна Шафран.

ШАФРАН: Что такое наука криминалистика, зачем она нужна и что изменилось в ней за последнее время?

СМЕХНОВ: Очень хороший вопрос, я всегда люблю на него отвечать, потому что по своей сути криминалистика – это наука, которая ищет любые следы на месте преступления, на месте происшествия. Ищет любые следы, которые могут нам указать на конкретное лицо, которое совершило преступление, или на конкретные факты и обстоятельства, которые позволят это лицо установить и установить истину по уголовному делу. То есть это такая наука, которая изучает преступление как таковое, и самое главное, изучает, какие следы это преступление оставляет.

Уже, я думаю, многие знают, что существуют так называемые традиционные следы – это следы пальцев рук на месте происшествия, следы обуви, следы протекторов шин автомобиля. Более современные и хорошо исследуемые объекты – это следы каких-то выделений человека, в которых содержится ДНК, и она может быть исследована. Ну, а самые новые веяния и самые сейчас информативные следы – это цифровые следы. Потому что жизнь современного человека включает в себя главный этап – это существование в цифровом пространстве. Мы встаём утром, идём, варим себе кофе, просматриваем социальные сети. Потом подходим к своему компьютеру или на работе уже приезжаем, включаем компьютер, смотрим сайт «Вестей ФМ», что вещалось во вчерашнем эфире. В любом случае мы, так или иначе, присутствуем в неосязаемом цифровом пространстве.

ШАФРАН: Короче, уже наследили и серьёзно причём.

СМЕХНОВ: Совершенно верно! Именно так. И любые переписки, которые мы ведём, любые следы работы в сети Интернет – это та следовая картина, цифровая следовая картина, которая будет иметь значение для расследуемых уголовных дел. Но и не стоит забывать о том, что в крупных городах, да и не только, у нас установлены уже миллионы камер, и эти немые свидетели дают ту самую значимую информацию, которая визуально позволит нам установить всё, что относится к уголовному делу.

ШАФРАН: Вообще конечно какой-то ужас и апокалипсис с одной стороны, когда представишь, что нигде ты не в одиночестве уже и везде за тобой следят. С другой стороны, в общем, мы же жалуемся сами на то, что как-то слишком люди потеряли ощущение того, что дозволено, а что нет, ну, в социальных сетях в частности.

СМЕХНОВ: Совершенно верно.

ШАФРАН: И как раз-таки ощущение того, что ты под прицелом камеры находишься, позволяет держать человека в каких-то рамках. И это может быть даже и неплохо. Нет, это точно неплохо для безопасности, мы понимаем, я немного о такой метафизической стороне вопроса, и этической и философской, но тем не менее.

СМЕХНОВ: Я вам скажу так. В большей степени это воздействует на самосознание и самовосприятие в окружающем мире. То есть, конечно, мы заходим в магазин, вот в любой бутик заходим, мы видим предупреждение: «Вас снимает скрытая камера». Ну и ради бога. Мы же оттого, что она нас снимает, не начинаем как-то себя иначе вести. Мы подходим, смотрим те же самые вещи, которые мы планировали купить или приценивались к которым, даём им какую-то свою внутреннюю оценку, и вне зависимости от того, совершили ли мы покупку или нет, да – камера за нами следит, но уделяем ли мы ей какое-то внимание? Нет. Вот. И я иду по улице, я захожу в метро... Вот просто сами как-нибудь обратите внимание, когда вы заходите в метро, какое количество камер вас снимает. Но для нас-то это значения не имеет. Зато это имеет значение для какого-то случая, когда нужна помощь, помощь, если было совершено в отношении кого-то преступление. И эту помощь всегда очень хочется оказать.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Стратегия. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация