Авторские материалы Бензин – во двор: мобильные заправки становятся альтернативой АЗС
Персоны
В столице всё большую популярность набирает сервис оперативной заправки. Мобильное приложение вместо реального заезда на городскую АЗС. Дальше за вас всё сделают мобильные заправщики. Сами приедут, и сами же зальют топливо в ваш автомобиль. Правда, специалисты предупреждают, что такой способ заправки может быть весьма опасен с противопожарной точки зрения. В том, как работает новая услуга, разбирался Сергей Гололобов.
Каблучок в ночи. Опасливо пробираясь по заставленными машинами дворам, он останавливается возле одной из них. Из каблучка, а в качестве таковых обычно выступают «Лада Ларгус» и «Ситроен Берлинго», вылезает водитель в фирменной робе, и начинает колдовать возле чужого и пустого, в тот момент, автомобиля. Человек этот – техник мобильной заправки. И приехал он по вызову того самого автовладельца. Чтобы прояснить, как работают такие сервисы, я в один из них позвонил. Хотел, правда, попросить заправить бак у себя на даче. Но услуга мобильной заправки работает только в Москве.
«Вначале необходимо скачать приложение, зарегистрироваться, заказать доставку топлива. Указываете количество топлива, адрес, номер автомобиля, модель автомобиля. Заказ осуществляется в диапазоне времени 4 часа».
Цена 95-го бензина конкретно в этой компании – 48 рублей. Ну и плюс доставка.
«- В зависимости от количества. Стоимость доставки 200 рублей. От 150 литров доставка 500 рублей. От 200 литров доставка 600 рублей.
- А вот если ночью, я читал, надо открыть бачек?
- Указываете координаты, где будет стоять автомобиль. Далее, да, необходимо открыть... оставить открытым бак. И наши техники заправят автомобиль.
- А если, например, заправили больше, чем я заплатил. Или такого нет, только в пределах лимита, положенного мною?
- Только в пределах лимита».
Очередей на АЗС, конечно, сейчас нет. А сам процесс стандартной заправки занимает от силы 5 минут. Но мобильный её вариант тоже может быть удобен. Например, тем, кому не охота тратить даже это время. Плюс, если нужно заправить большой объем где-нибудь на стационарном объекте. Опять же квадроциклы, на которых по городу ездить нельзя. Катера. Возить бензин для них в канистрах долго и тяжело. Большая популярность сервиса и у каршеринговых фирм, чьи машины, в-основном, так и заправляют. Вообщем, дело хорошее, считает руководитель Аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.
БАЖЕНОВ: Я считаю, что это, действительно, полезное дело. Это хорошая предпринимательская инициатива, которая направлена на оптимизацию как раз таки тех затрат, которые есть на традиционной АЗС. В целом, уже как бы достаточно давно активно развиваются заправки, которые не требуют персонала. То есть полностью автоматизированные. Ну вот это некая доработка этого формата. Поэтому я только приветствовать это могу. И считаю, что это достаточно хорошее и интересное направление деятельности.
Но если вернуться к ночной дворовой заправке, то, почти всегда ей сопутствует скученность автомобилей, теснота. И хоть у мобильных заправщиков есть все атрибуты полноценной колонки, то есть пистолет, ограничитель подачи, счетчик, система сухого пожаротушения, но всё равно, само место-то не приспособленное для заправки. Бензин это серьезный груз, а потому у общественности возникают большие сомнения в безопасности процесса. Если заправщик прольет бензин, случайная искра, и вспыхнет весь двор. В компании мобильной заправки меня, впрочем, успокоили.
«У нас специальная машина для заправки. В соответствии с техникой безопасности заправляем автомобиль».
Вообще, для перевозки топлива требуются всевозможные согласования и разрешения. За эти правила и цепляются недовольные общественники, говоря о незаконности мобильных заправок. Но есть важное исключение – если везешь менее трехсот литров бензина, либо менее тонны солярки, то никаких лицензий не нужно. На этом, собственно, и устроен весь этот бизнес. Ведь в грузовое отделение каблучков много топлива не зальешь. Раньше, да, ДПС могли остановить на дороге, а пожарные прийти в гараж, и проверить. Но сейчас такого уже нет, отмечает основатель одной из компаний оперативной заправки Борис Голиков.
ГОЛИКОВ: Сейчас уже такого нет. У нас есть проект нашего автомобиля. Ну этот автомобиль он переделывается достаточно серьезно, и который, опять же, согласован со всеми структурами. Машина должна отвечать определенным требованиям по пожаротушению, и безопасности, по вентиляции и т.д. Всё это специальная машина. Бизнес абсолютно легальный. У нас есть стандарт предприятия, который завизирован нашим контролирующим органом, в конкретном случае, это МЧС. Поэтому мы не нарушаем никакие нормы.
Другое дело, что основная опасность возникает не на этапе подвоза, а самого перелива топлива, то есть, непосредственно, мобильной заправки. В отношении неё МЧС выдвинуло некоторые ограничения, дополнил Борис Голиков.
ГОЛИКОВ: Заправка должна происходить, ну в специальных... ну, грубо говоря, на улице. То есть, мы не можем заправлять автомобиль в гараже, мы не можем заправлять в каких-то крытых помещениях. У нас есть стандарт.
Компании мобильной заправки есть легальные. С официальными контактами, фирменными автомобилями и яркой униформой сотрудников. Они, повторим, под пристальным контролем уполномоченных органов. Искать же в интернете каких-то непонятных операторов, с сомнительными автоцистернами, может быть и дешевле. Но по мнению, специалистов, может выйти себе дороже.