Картинка

Авторские материалы Развод на перевод: как спастись от новых уловок онлайн-мошенников

14 ноября 2019, 18:17

Персоны

Новые сервисы банков упростили жизнь мошенникам. Они воруют деньги с помощью онлайн-переводов и выводят их на виртуальные карты. Изначально эти сервисы созданы для удобства клиентов, но пока люди к ним не привыкли, ими активно пользуются в криминальных целях. Банкиры на это разводят руками: клиенты сами виноваты, что остаются без денег. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов продолжит тему.

Все больше банков позволяют мгновенно переводить деньги между собой с помощью технологий международных платежных систем. Общего названия для этой услуги не существует. Одни банки ее называют просто «переводы с карты на карту», другие по-английски – «card2card», в простонародье – «манисенд» (так и говорят: «манисендить рубли»). Технически эта услуга представляет собой как бы покупку денег с помощью карты одного банка со счета карты другого. Клиент вводит на сайте номера их обеих и мгновенно «вытягивает» нужную сумму с карты-источника на карту-приемник. Разумеется, без согласия владельца карты «стягивать» с нее деньги запрещено. Согласием считается секретный код, который приходит тому, у кого выводят деньги. Его нужно указать на сайте сервиса переводов. Этот код, как и все секретные коды из банков, категорически нельзя называть посторонним людям. Но когда звонят мошенники, например, под видом службы безопасности, жертвы все равно выдают код и тем самым позволяют завершить операцию перевода с их карты. Комментирует гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.

КУСКОВ: У преступников есть свой аналог «воронки продаж»: они обзванивают большое количество людей, и если даже 1% из них соглашается назвать секретную информацию, схема хорошо отработает. Бывает, что при цейтноте времени и под психологическим давлением на эту уловку попадаются вполне подкованные и состоятельные люди.

Все было бы не так плохо, если бы мошенники не использовали при этом виртуальные карты и онлайн-кошельки. Платежной системе нужно несколько дней, чтобы провести транзакцию, поэтому в принципе человек мог бы успеть позвонить в банк и потребовать отмены операции. Но к тому моменту, когда в банк поступает жалоба, мошенники обычно успевают перебросить деньги в более укромное место и закрыть все транзитные счета. Это все возможно благодаря еще одной новинке последних лет – виртуальным счетам и картам. Многие банки сейчас позволяют открывать и закрывать их за считанные минуты в любом количестве. Собственно, поэтому звонок с требованием найти мошенника и забрать у него ваши деньги не поможет. Счетов, как правило, уже нет, деньги ушли через "манисенд" в другой банк, возможно, другому транзитёру. Поясняет ведущий аналитик РАНХиГС Семён Новопрудский.

НОВОПРУДСКИЙ: Понятно, что если банк заблокирует свою карту, он все равно не сможет ничего сделать с платежом в другом банке. Если деньги уже ушли и все счета заблокированы, средства вам едва ли вернут. Потому что деньги были похищены мгновенно.

В конечном счете украденные деньги оседают в онлайн-кошельках сервисов вроде WebMoney, QIWI или «Яндекс.Деньги». Это – еще один бич современного пользователя. Операторы кошельков не являются банками, у них – слабые механизмы "антифрода", а потому – идеальные условия для отмывания ворованных средств. Преступники никогда не создают кошельки на свои имена, они скупают аккаунты, оформленные на подставных лиц. За пару тысяч рублей можно купить на онлайн-досках чужой кошелек, а еще за пару – и настоящую карту к нему с доставкой через легальную курьерскую службу. Сейчас в разработке находится закон, который запретит пополнение анонимных кошельков. Но маловероятно, что это как-то решит проблему использования чужих виртуальных счетов. Если чьи-то персональные данные уже украдены, то на них можно оформить огромное множество виртуальных кошельков, продолжает Семен Новопрудский.

НОВОПРУДСКИЙ: Платежи в онлайне, помимо банков, регулировать очень сложно, потому что они трансграничны. Каждый кошелек не проконтролируешь, и это – настолько сложная проблема, что решить ее возможно только усилиями разных государств сразу. Финансовые технологии разрушают базовые представления о том, как вообще устроена финансовая система, потому что с подобным непониманием государства сталкивались в последний раз около 500 лет назад.

Банкиры неохотно говорят о том, как часто мошенники пользуются сервисами переводов и виртуальных карт. По данным одного из крупнейших игроков рынка, на эти два новых сервиса могут приходиться до 80% всех краж. Но банки вряд ли их закроют, поскольку им выгодны активные безналичные операции. Их позиция – обворованные виноваты сами. Нужно быть в тренде, понимать, как работают онлайн-сервисы, не «светить» свои карты, не терять логины и пароли, не называть СМС-коды. У регулирующих органов в целом – схожее мнение: нужно соблюдать "цифровую гигиену" и активнее переходить на безналичный расчет. Для этого сейчас дорабатывают еще один сервис переводов, уже чисто российский – по номеру телефона из банка в любой другой. Предполагается, что он будет настолько простым и удобным, что даже самые закоренелые сторонники наличных научатся беречь свои платежные данные.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация