Авторские материалы Виновен тот, кто не пропустил: как получить выплату по ОСАГО после ДТП с «обочечником»

25 декабря 2019, 16:03

Персоны

Наказывать "обочечников" выходит себе дороже. Любители езды по обочине проигрывают в судах дела о ДТП, но страховые компании не платят потерпевшим. Кроме того, им назначают штраф за то, что ждали полицейских на месте аварии, а не съехали на обочину. Как правильно оформить спорное ДТП, разбирался экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.

Многие аварии приводят к спорам. Например, борцов с "обочечниками" обвиняют в помехе справа, хотя они едут по своей разметке. Другой случай, когда водитель поворачивает из левого ряда, и его бьёт машина, которая объезжает пробку по встречке. Виноватым признают того, кто поворачивал – он не убедился в безопасности манёвра и не уступил дорогу нарушителю.

Летом Верховный суд вынес бесспорное, на первый взгляд, определение: кто нарушил первым – тот и виноват. И получилось, что у "обочечников" и других «торопыг» нет никакого преимущества. По логике – всё правильно: движение по обочине или по встречной полосе изначально запрещено правилами. Но суды завалили другими исками – потерпевшим массово отказывают в ремонте по ОСАГО. Юристы поясняют: да, теперь водителей не штрафуют за аварию по вине другой машины, которая нарушала правила. Но и на "обочечника" протокол составляют не за ДТП, а просто за езду по «суперправой» полосе, говорит автоюрист Сергей Радько.

РАДЬКО: Как правило, ГИБДД составляет протокол на поворачивающего – что он не пропустил "обочечника". А на "обочечника" составляется протокол за движение по обочине. И поэтому его страховая компания совершенно резонно скажет: а где у вас написано в ваших постановлениях, что он виноват в ДТП? Соответственно, говорить о том, что есть его вина в ДТП, не приходится, и с выплатами могут быть проблемы.

Выходит так называемая обоюдка – машины разбиты, но виноваты в этом оба водителя: один нарушал, другой не уступил. Раз по документам нет конкретного виновника, страховщик имеет право разделить страховую сумму пополам или вообще отказать в выплате по ОСАГО.

К затратам на ремонт могут прибавить штраф за перекрытую дорогу. Часто в спорных случаях водители ждут группу разбора там, где стукнулись. Правила требуют освободить проезжую часть: сделали фото и съехали на обочину. Об этом, кстати, предупреждают рекламные щиты вдоль дорог. Но многие водители по-прежнему считают, что их лишат прав за оставление места происшествия.

Юристы советуют при любой аварии без потерпевших и серьёзных повреждений освобождать дорогу, особенно на оживлённых трассах вроде МКАД. Так безопаснее – никто не въедет в зад, и за это точно не заберут права, уверяет Сергей Радько.

РАДЬКО: Если повреждения вписываются в 100 000 рублей, то даже при наличии разногласий между водителями можно получить страховую выплату, и даже можно это сделать без сотрудников полиции. Если водитель остался в пределах этого места, никуда не скрылся и не пожелал остаться неизвестным, здесь нет "оставления места ДТП". Максимум, что здесь есть – это часть 1 статьи 1227 «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП». А это не грозит лишением, поэтому сотрудникам полиции она, как правило, не интересна.

Впрочем, отъехав на обочину, можно также лишиться выплат по ОСАГО. Потерпевший напишет в объяснительной всё как было, а юридически подкованный виновник – как ему выгодно. Потом группа разбора определит обоюдную вину, и страховая примет сторону виновника или выплатит половину суммы. Юристы дают простой совет: в спорных ситуациях сначала позвонить в полицию и выяснить, нужно ли ждать конкретно на месте аварии или нет.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация