Ещё не вечер Галина Волчек – человек-эпоха
Персоны
В эфире – «Ещё не вечер». У микрофонов – Владимир Аверин и Гия Саралидзе.
Ушла из жизни театральный режиссёр Галина Волчек. В последнее время у неё было плохо со здоровьем. На связи – ректор ГИТИСа Григорий Заславский.
АВЕРИН: Увы, это случилось. Она, наверно, одна из многих в нашей стране и немногих все-таки, которые заслуживают того, чтобы о ней отдельно говорили, отдельно вспоминали, потому что, еще раз затертая формула – уходит эпоха, вот эта эпоха уходит.
САРАЛИДЗЕ: У нас на связи – Григорий Заславский.
АВЕРИН: Да, Григорий Заславский, наш обозреватель культурный. Григорий, здравствуйте!
ЗАСЛАВСКИЙ: Да, здравствуйте, Володя, здравствуйте, Гия! Тут я совершенно с вами согласен. Это абсолютный человек-эпоха, потому что она была одним из создателей «Современника», она была последним человеком среди создателей «Современника», которая была у истоков этого театра в 56-м, которая возглавила этот театр в составе художественной коллегии в 70-м, в 72-м была избрана главным режиссером. И с 72-года бессменно, не будучи партийной, а, наоборот, будучи даже еврейкой, что при советской власти было, скорее, отягчающим, чем каким-то положительным качеством, и она руководила этим театром, и была выдающимся режиссером. Это видно по тем спектаклям, которые записаны, по тем спектаклям, которые идут. Потому что, скажем, ее работа «Крутой маршрут» прославлена на взлете перестройки. Я как-то пришел спустя 20 лет после премьеры этого спектакля, и он был абсолютно собранным, абсолютно невероятно жестко сконструированным и ни на секунду ни в каком из своих швов и пазов не пошедшим, что называется, в ту или другую сторону.
А есть спектакль «На дне», который записан, с какими-то невероятными актерскими работами Кваши, Табакова, Евстигнеева, Дорошиной и Толмачевой. Это, конечно же, просто шедевры абсолютно, и сегодня этот спектакль смотрится невероятно современно. И, конечно же, можно говорить о том, как этот театр был и чем он был не только для советской интеллигенции, не только для либеральной интеллигенции, не только для тех людей, которые поверили в перемены оттепели, но и это был, конечно, один из величайших театров мира, один из главных театров ХХ века, театр, который, конечно же, в том числе и благодаря Волчек, и во многом благодаря Волчек, которая не только сумела возглавить театр после ухода Олега Ефремова, но сделать так, чтобы этот театр не был уничтожен.
Полностью слушайте в аудиоверсии.