Авторские материалы «Автозайцев» заставят заплатить
Персоны
Ударим рублем по «автозайцам». Правительство предложило штрафовать тех, кто пытается проехать бесплатно по платным трассам. Соответствующие поправки к КоАПу уже внесены в Госдуму. Известна и предлагаемая сумма наказания: 2 500 – для легковых машин и 5 500 – для грузовиков. Как и кто будет отслеживать любителей бесплатного проезда по платникам, выяснял корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Новая популяция двуногих «зайцев» атакует российские "платники". Это автомобилисты, не желающие отдавать деньги за проезд. Они придумывают всё новые способы преодоления шлагбаумов. Своим опытом затем с удовольствием делятся в соцсетях.
БЛОГЕР: На платной дороге есть полоса T-pass, транспондер, где у людей уже есть специальная карта, по которой они быстро проезжают. Вы сразу уходите на эту полосу, пристраиваетесь за фурой, как можно ближе, метр, максимум два метра. И вот быстро проезжаешь. Всё, шлагбаум не закрывается. Если никого нет, не за кем вам пристроиться, вы же не будете ждать, когда какая-нибудь фура подъедет – вы просто спокойно подъезжаете, не спеша, и сбиваете – аккуратно, на небольшой скорости – этот шлагбаум. Он отодвигается, потом становится на место, он не ломается.
Судя по многочисленным видео, водители грузовиков также не отличаются законопослушностью при въезде на платные трассы.
БЛОГЕР: Обратите внимание, что фура не оплачивает. То есть просто сбивает шлагбаум – смотрите, вот шлагбаум сбит, он вывернулся. «Газель» также сбивает, смотрите, опять. Он не ломается, видите, он отодвигается, а потом доводится.
Наказания за бесплатный проезд по платным трассам до сих пор не было. Дорожные службы пытаются бороться с «автозайцами» своими методами. Например, ставят перед шлагбаумом светофоры. Если проехал официально, то зажигается зеленый. Если прорвался бесплатно, то в любом случае попадаешь на красный. Висящая тут же камера это зафиксирует и пришлет «письмо счастья». Штраф на первый раз – 1 000 рублей, за повторный проезд – уже 5 000 или лишение прав до полугода. Но, например, проезд «паровозиком» за фурой камера может и не отследить. Чем, собственно, некоторые и пользуются. Хотя это – вопрос технической оснащенности пунктов пропуска, размышляет эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман.
ШУХМАН: С технической точки зрения достаточно просто поставить камеры с двумя ракурсами. То есть с передним ракурсом и с задним. Если даже передняя камера не увидит машину, следующую вплотную за фурой, то камера, которая смотрит сзади, она различит, что едут два транспортных средства. И увидит номер легковой машины. Технически этот вопрос решается.
И всё-таки светофоры у шлагбаума – полумеры, считают специалисты. Строительство в стране всё большего количества платных трасс ставит вопрос о полноценном наказании за их неоплаченный проезд. Инициатором выступило правительство и предложило внести соответствующие поправки в КоАП. Назвали и суммы штрафов: 2 500 – для легковых и 5 500 – для грузовиков. Причем не исключено, что если проезд водители оплатят постфактум, в течение двух месяцев после прихода «письма счастья», то штраф вообще отменят. Правда, если примут именно такой вариант, то это будет что-то новое в отечественной юридической практике, говорит автоюрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: «Письмо счастья» – это есть постановление о штрафе, которое признает собственника транспортного средства либо водителя виновным в совершении того или иного правонарушения. По 12-й главе Кодекса о нарушениях, связанных с управлением транспортными средствами, таких прецедентов нет. То есть если постановление выписано о штрафе, то, соответственно, лицо, признанное виновным, должно его оплатить. Никакие его действия не приведут к отмене этого постановления. Ну, в частности, по оплате какого-либо причиненного ущерба.
Механизм прощения штрафов, вероятно, разработан для законопослушных автомобилистов, которые готовы платить, но то ли не знали, как это сделать, то ли не поняли, что въехали на "платку". Особенно актуальна эта проблема на безбарьерных коммерческих трассах, на которых нет шлагбаумов. Чтобы не создавать затор, автомобили проезжают пункт пропуска без остановки. Если есть транспондер, то с него просто спишут деньги. А если транспондера нет, то водитель, сам не желая того, может стать нарушителем. Рассматривают, правда, вариант фиксации по госномеру. Установят собственника машины и каким-то образом постфактум вышлют ему счет. Технически идея вполне реализуемая, считает Григорий Шухман.
ШУХМАН: Очевидно, что тут идет речь о том, что будет взаимодействие с ГИБДД, у которой есть база данных собственников машин, которые будут объявляться по их номерам. Технически это не проблема. Вопрос чисто коммуникационных договоренностей между оператором и ГИБДД. Счет выставляют они, и где будут выставлять, могут только они обозначить. Может, на их сайте. Может, через "Госуслуги" как-то.
После того как, например, на скаченное приложение пришлют счет за проезд, у автомобилиста будет 5 дней на оплату. Не успеет или не захочет – тогда-то и последует штраф по новой статье КоАПа. О любителях сбивать шлагбаумы «Росавтодор» тоже подумал. Конструкцию этих устройств изменили. Теперь стрелу шлагбаума не отодвинешь. Её жестко зафиксировали, и при ударе она просто сломается. То есть произойдет самая настоящая авария. Со всем «букетом» сопутствующих проблем. Если не остановился и не вызвал ГАИ, то это – "лишенческая" и даже арестная статья об оставлении места ДТП. Плюс возмещение убытков за сломанный шлагбаум.