Ещё не вечер «Надзиратели из заключённых в Освенциме хотели выжить любой ценой»

22 января 2020, 20:07

Персоны

В эфире – «Ещё не вечер». У микрофонов – Владимир Аверин и Гия Саралидзе.

В преддверии дня памяти жертв Холокоста в России рассекретили новые материалы и документы – в частности, об освобождении лагеря смерти Освенцима. Вскрыты факты издевательств над людьми надзирателей-поляков. Кроме того, Государственный музей «Аушвиц-Биркенау» в Польше отказался принимать временную экспозицию музея Победы и центра «Холокост» к 75-летию освобождения Освенцима солдатами Красной армии.

АВЕРИН: Даже в Израиль не поехал Дуда, потому что ему там не гарантировали трибуну, с которой он может выступать.

САРАЛИДЗЕ: Здесь надо определиться польским властям. С одной стороны, в день памяти жертв Холокоста эта дата стоит, официальные мероприятия будут по этому поводу и так далее. Я понимаю, что та история, которая есть, она не нравится нынешним властям. Вообще, наверное, многим полякам не нравится то, что происходило, и роль некоторых граждан Польши в том, что происходило, да и государства Польского до 1939 года, что происходило с точки зрения отношения к евреям, и погромы, которые существовали, и те планы, которые существовали, и, вообще, отношение к еврейским согражданам своим. Я понимаю, что не нравится... Это такая страница в польской истории, которая не совсем приятна. Но либо вы признаете ее, как то же самое, что они в свое время говорили нам по поводу той же Катыни: давайте мы признаем это и пойдем дальше. Ну, как-то признать признали во времена Ельцина Катынь, только пойти дальше не получилось. Сейчас можно им это вернуть все.

АВЕРИН: Знаешь, в этой ситуации, особенно то, что касается документов, обнародованных из Освенцима. Может быть, для кого-то это будет неожиданностью, я думаю, что большинство знает: часть, по крайней мере, значительная часть надзирателей появлялась из числа тех, кто в Освенцим попадал в качестве заключенных. Это обязательно были не евреи, обязательно не цыгане, не гомосексуалисты, не комиссары, не коммунисты, но из всех других категорий заключенных какие-то люди, которые страстно хотели выжить любой ценой. Они соглашались на это самое сотрудничество, а дальше они в силу тех или иных личных склонностей были либо первыми учениками, либо последними учениками. Этот феномен описан и в художественной литературе, по крайней мере, этот феномен так или иначе в кинематографе в том числе, в советском кинематографе, который был посвящен этой теме, отражен. И там, конечно, были люди самых разных национальностей, не только поляки. Я не возьму на себя смелость категорически осудить тех людей, которые оказались вот в этой роли. Потому что я не знаю, как бы я себя повел, если бы меня в концентрационный лагерь Освенцим поместили. И может быть, эта животная жажда жизни, просто животная жажда жизни заставила бы пойти на что угодно лишь бы выжить.

«Вести ФМ» в Telegram

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Ещё не вечер. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация