Традиции Пора по-новому осмыслить идею служения
Персоны
Военное сословие как основа российской государственности. Что такое героизм, а что такое его имитация? Обсуждаем с советником министра обороны Андреем Ильницким.
КОРНЕЕВСКИЙ: Здравствуйте. В студии Сергей Михеев и Сергей Корнеевский. И у нас в гостях советник министра обороны Андрей Ильницкий. Здравствуйте.
МИХЕЕВ: Да, приветствуем. Это программа "Традиции", мы напомним.
ИЛЬНИЦКИЙ: Приветствую вас. Моих товарищей, кстати, добрых.
МИХЕЕВ: Да-да-да, мы давно знакомы и хорошо как бы, и собственно поэтому позвали в том числе. Но и не только поэтому. Позвали еще и потому, что я считаю, что достаточно важно на сегодняшнем этапе, да и вообще это всегда было важно, но на данном этапе историческом достаточно важно, мне кажется, начать как-то по-новому осмыслять идею служения. Вот президент Путин в недавнем своем послании заострил как раз внимание на этой идее. В конце концов у нас действительно огромное количество там претензий населения обоснованных, ну иногда, так сказать, немножко эмоциональных, к чиновничеству и к госслужбе в целом. И действительно, да, есть, к сожалению, проблема, которая была, мне кажется, связана с таким безыдейным абсолютно распадом после, распадом 90-х годов, когда служба, государственная служба в том числе превратилась в средство, так сказать, добычи доходов. Ну и, в общем, сама по себе идея служения для государства, для народа, что называется, она стала восприниматься так, знаете, с кривой ухмылкой. В том числе и, к сожалению, и многими людьми, находящимися на госслужбе. Но вот кто, на мой взгляд, всегда олицетворял идею служения просто в силу специфики своей профессии – это военные. Потому что военным, конечно, гораздо сложнее здесь, знаете, так сказать, как-то вилять и занимать какую-то такую непонятную позицию. Потому что они всегда находятся на переднем крае и часто в экстремальной ситуации, где вопрос о жизни и смерти, он делает все другим. Но я хотел бы в этом смысле, вот отталкиваясь от того, что нам необходимо вернуть все-таки эту идею служения в общество в целом и в госслужбу в частности, хотел бы оттолкнуться как раз вот от разговора о военном сословии как о том сословии, которое как раз всегда и было на вот этой передовой служения реально. Потому что действительно, когда речь идет о готовности пожертвовать своей жизнью, тут уже не до всяких экивоков и прочее-прочее. Давайте вот, может быть, об этом сегодня поговорим. Все-таки военное сословие, мне кажется, было основой российской государственности, ну это в принципе во многих государствах так, но для российской государственности, мне кажется, это всегда была какая-то особая сфера. Вот давайте об этом поговорим. И, честно говоря, я бы хотел, чтобы на современном этапе, может быть, многое вернулось бы. Потому что в этом было много такого, ну истинного, настоящего, что позволяло не только поддерживать государственность российскую, но и зачастую быть неким камертоном для всего остального общества: а вот что такое правильно поступать, а что неправильно, а что есть героизм, а что на самом деле просто, так сказать, какое-то, там имитация его, и так далее.
ИЛЬНИЦКИЙ: Соглашусь. При этом, Сережа, я прокомментирую. Ты сказал про послание президента, и действительно там впервые, пожалуй, впервые прозвучала идеологема установочная для чиновников – служение. И действительно армия России во все времена была источником этой идеологии – идеологии служения Отечеству. Именно поэтому, кстати, в 90-е, в которые мы с тобой жили, Сергей еще… или уже тогда…
КОРНЕЕВСКИЙ: Я тоже немного застал.
ИЛЬНИЦКИЙ: Застал. Ну так вот, в 90-е самые перпендикулярные этим годам профессиональные сословия это были именно военные, даже не силовики, а военные. Люди, которые оказались, в общем, люди, выбравшие служение стране, вдруг оказались без этой страны. Люди, выбравшие служение обществу и семье, и вдруг оказались без средств существования. Люди, терявшие жизни, в том числе и в Афганистане, в том числе в Чечне, вдруг оказались если не маргиналами, то осуждаемыми за это: "мы вас туда не посылали". И те, кто (а я именно с такими людьми, сейчас мне посчастливилось служить в Министерстве), те, кто сохранил себя в этом, прошел через это, это, конечно, люди, заслуживающие колоссального уважения. Это так, комментарий к тому, что ты сказал. По служению готов потом поговорить об этом подробнее. Но это и традиция...
Слушайте в аудиофайле!