Традиции "Дни бегут, восторги умножая". О Никите Михалкове
Персоны
Никита Михалков — каким его увидел друг детства и режиссер? В чем сила великого мастера? И как служение Богу и России делает искусство вечным? К юбилею Никиты Михалкова — откровенный разговор о великом актёре и режиссёре. В гостях у Сергея Михеева — народный артист России, режиссёр фильма "Никита" Николай Бурляев.
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это программа "Традиции", у микрофона Сергей Михеев.
И у нас в гостях Николай Петрович Бурляев – народный артист России, актер и режиссер. Сегодня в первую очередь в этом качестве мы с Николаем Петровичем будем говорить, хотя он и депутат Государственной думы, и председатель Комиссии парламентского собрания по культуре, науке и образованию. Но на днях мы отметили 80-летний юбилей Никиты Сергеевича Михалкова – великого, на мой взгляд (вот на взгляд зрителя), великого мастера отечественного кино. И многие фильмы, на мой взгляд, в общем-то, могут быть даже вписаны вместе с отечественным кино и в такое, в сокровищницу мировой культуры, на мой взгляд, ни много ни мало.
Николай Петрович, вы с Никитой Сергеевичем Михалковым знакомы много-много-много лет. И мне кажется, ваш взгляд на него как на человека и ваше мнение по этому поводу не просто могут быть интересны, это, ну скажем, своего рода ценность. Вы и книгу написали об этом (повесть, точнее), и вот недавно сняли фильм документальный.
БУРЛЯЕВ: Да, Сергей Александрович. У Ахматовой есть такие строки: "Так дни бегут, печали умножая". И я бы сказал: так дни бегут, восторги умножая. Ну, действительно, я знаю Никиту Сергеевича с 59-го года, когда мы с ним 13-летние подростки подружились, и вот 66 лет идем по жизни, иногда очень плотно, тесно, потом как-то на целые годы расстаемся, каждый занят своим делом. Вот я все время наблюдаю всю динамику, движение Никиты Сергеевича по жизни, и вот что я должен отметить. Его имя означает (это Никита), это очень знаменательно, имя так просто не дается. Ему дано имя Никита, что означает "победитель, насаждающий веру и изгоняющий бесов". Именно этим он занимается. Только ну как, имея такую фамилию – Михалков, пробиться было? Потому что детям всегда трудно пробиться, уже над ними есть или под ними род целый, и как вообще туда вписаться, это очень многих заботит. А Никита Сергеевич удивлял меня (сейчас я буду говорить о моем удивлении), в самом детстве вот я видел, насколько он коммуникабелен, как он открыто и по-доброму общается со всеми абсолютно – будь то уровня Рихтера или Гилельса, или наших прекрасных поэтов и писателей, или же просто от земли человек. Со всеми открыт, всех обнимает, как родных. Я думаю: что, он играет, что ли, это все? Да нет, вот 66 лет жизни прошли наши совместные, я все время его наблюдаю и анализирую, потому что и у меня были вопросы, вот эти вот вопросы, и даже иногда (и я в этом каялся как-то однажды перед Никитой Сергеевичем), я говорю: "Знаешь, Никита, ну хотя мы друзья детства, но я вот, как некоторые, думал: ну чего-то как-то у него все просто, да, Михалков такой. Ну, барин, идет по жизни очень легко, все имеет и всех знает, и его все знают. А то, как ты жил и страдал, о чем ты думал, я понял, лишь увидев фильм, твой документальный фильм "Анна: от 6 до 18". Который он снимал 13 лет, прослеживая взросление своей, значит, дочери Анны. И он показал 13 лет эпохи нашей, ломки Советского Союза, уничтожение империи, прихода либералов непонятной ориентации, так сказать, половой. И он говорил абсолютно открыто, исповедуясь на экране. А исповедоваться на экране могут ну только большие мастера, такие, как Тарковский, я бы мог еще о Шукшине сказать, о Бондарчуке, они исповедовались в своем творчестве.
Слушайте в аудиофайле!