Традиции "Герман Аляскинский укоренял духовную русскую традицию среди американских народов"
Персоны
О православии в США. Недавний визит Владимира Путина на Аляску в том числе позволил нам вспомнить о православных и русских традициях в Америке. Ведь русское православие пришло в Америку именно с Аляски...
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это программа "Традиции", в студии Сергей Михеев.
И сегодня будем говорить о православии в США и об Аляске. Ну, как бы это относится к современной политической повестке дня. Ясно, что вот недавно прошла встреча президента Владимира Путина и американского президента Дональда Трампа на Аляске. Но на самом деле я бы просто этот политический повод хотел бы использовать для того, чтобы поговорить, а вообще откуда православие на Аляске, откуда православие в США? Какова эта история – история, в том числе напрямую связанная и с русским периодом, значит, в истории Аляски (Аляска когда-то была частью Российской империи), случайно это всё или не случайно. Мы видели, как президент Путин встречался с местным епископом аляскинским, они обменялись иконами, подарками, очень тепло друг с другом поговорили, и президент Путин сказал, что это вот не случайно на самом деле, эти связи, как бы они имеют место быть. Просто мы об этом достаточно мало знаем, по крайней мере широкая, что называется, общественность. И вот я думаю, что как раз очень удобный и правильный повод поговорить об этом.
И у нас в гостях священник Димитрий Сафонов – клирик храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебино, доцент кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета. Батюшка, я вас приветствую.
САФОНОВ: Добрый день, Сергей Александрович. Добрый день, уважаемые радиослушатели.
МИХЕЕВ: Давайте начнем с этой истории, и в том числе вот в ходе освещения визита Путина на Аляску упоминался наш святой Герман Аляскинский, о котором, я уверен, знают немногие, даже в том числе и православные христиане.
САФОНОВ: Да, к сожалению, у нас почитание святого Германа Аляскинского в Москве вот, в общем-то, ограничивается храмом Екатерины на Всполье (это представительство Американской православной церкви в Москве). Но это великий святой действительно. В 1794 году он в составе большой группы миссионеров по благословению Святейшего синода отправился на Алеутские острова для того, чтобы проповедовать православие местному населению. Это были эскимосы, собственно, и были представители индейских народов различных, которые здесь в большом количестве проживали и были привержены язычеству. То есть в духовном смысле это была земля, которая была покрыта злом. Они поклонялись дьяволу, языческим богам. И вот святой Герман вместе со своими миссионерами сумел обратить значительную часть представителей языческих народов в православие. Причем поражает его личное обаяние, скромность и духовные черты. Он так и не принял священный сан, он был простой монах, считал себя недостойным, всю жизнь прожил на острове Еловый и в самой скромной обстановке. Причем как бы не только вот местные язычники сопротивлялись, вернее их лидеры – шаманы, они убили одного из его собратьев. Был святой такой преподобный Ювеналий, который просто шел проповедовать с крестом, а в него стреляли язычники. И так он падал, потом вставал и шел, и шел. А они удивлялись: как он может вообще, он же убит. Три раза так он поднимался, пока они его совсем не искромсали на куски. Вот так проповедовалось православие на Аляске, потому что не хотел дьявол отдавать своих людей православным. Было много мучеников. Очень почитается на Аляске один из совсем юных, был такой замечательный святой, кроме Германа, еще один совсем юный молодой человек, которого в 15 лет растерзали уже не язычники, а миссионеры-католики, которые его заставляли перейти в католичество, а он отказывался и так не перешел, за что был буквально замучен.
Слушайте в аудиофайле!