Картинка

Традиции "Образование — это подготовка не к ЕГЭ, а к вечной жизни"

16 августа 2025, 15:06

Персоны

Образование — это наше будущее. Как мы воспитаем и чему обучим своих детей, так мы и будем жить. Говорим о смыслах нашего образования, возможности формирования национальной концепции образования. Об этом Сергей Михеев беседует с Владимиром Легойдой, кандидатом политических наук, профессором МГИМО МИД России, профессором института "Сириус", главным редактором журнала "Фома", членом Общественной палаты, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.

МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире программа "Традиции", Сергей Михеев у микрофона.

И у нас сегодня в гостях Владимир Романович Легойда – глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО, профессор Института "Сириус", член Общественной палаты, главный редактор журнала "Фома", ну и просто, на наш взгляд, так сказать, очень интересный и замечательный человек. Владимир Романович, спасибо, что пришли к нам сегодня в гости.

ЛЕГОЙДА: Спасибо вам, Сергей Александрович, что позвали. Очень приятно.

МИХЕЕВ: Владимир Романович, ну вот давайте поговорим сегодня о теме, которая актуальна всегда, с одной стороны. Но, с другой стороны, сейчас, учитывая те вызовы и ту непростую ситуацию, в которой Россия оказалась, актуальна в особенности. О теме образования. У меня такое впечатление складывается, что на фоне вот этих всех вызовов, связанных и с СВО, и с санкциями, и со многими другими, с каким-то самоосознанием себя, всем понятно, что надо что-то с образованием делать. Но у меня такое впечатление, что никто не понимает что. То есть понятно, что что-то надо делать, понятно, что есть проблемы с качеством, но что именно – непонятно. И очень часто, мне кажется, вот это непонимание или нежелание понять заменяют какими-то формальными вещами. Говорят: мы образование развиваем, вот смотрите, сколько компьютеров мы поставили в школы или в вузы. Но компьютеры сами по себе – не равно качество образования. Или говорят: мы всё развиваем, посмотрите, везде, так сказать, сейчас вот везде будет искусственный интеллект, учителя вообще не нужны, теперь будет всё хорошо. Третьи говорят: а давайте отменим домашнее задание, так сказать. И я вспоминаю старый перестроечный анекдот, который заканчивается не очень прилично, но который заканчивается тем, что "жаль, что все куры передохли, у меня еще столько мыслей…". Владимир Романович, вот мне кажется, эта проблема настолько важная, потому что это про будущее.

ЛЕГОЙДА: Вы знаете, как у Гашека: "Дело наше дрянь", — начал он слова утешения. Но если серьезно говорить, то мне кажется, что тут ведь основная проблема в том, что те сложности, которые мы испытываем с образованием, как мне кажется, это частный случай вот общемировых сложностей. Потому что в каком-то смысле вот какая-то такая более-менее традиционная форма образования, она не то чтобы себя исчерпала, а вообще большой вопрос — что из себя сегодня представляет образование, ну, скажем, высшее. Вот я все время пытаюсь как-то призвать всех к тому, что философия образования (ну, философия в самом общем смысле, то есть что такое образование, что люди должны делать в вузе), она сегодня должна быть на первом месте, мы должны эти вещи обсуждать. Вот вы справедливо же сказали, что это про будущее. И я бы даже, может быть, еще укрупнил в каком-то смысле: это про будущее и про человека. Ну вот, знаете, я для себя пытался сформулировать про высшее, если позволите (то, что мне более понятно), потому что мой опыт школьного образования связан вот только последние три года с программой, которая у меня в "Сириусе" есть для школьников, а так, в общем, я, конечно, вот около 30 лет занимаюсь высшим образованием. И вот мне кажется, что у высшего образования, особенно если ваш вуз называется университетом (а мы тут чего только не назвали университетом), есть три основные цели, три вот плоскости, в которых это образование должно существовать. Первое и самое простое — это профессия. Сегодня, правда, это уже очень сложно, потому что динамика сумасшедшая, и учат вроде бы действительно для будущего, а оказывается, что будущее совсем не такое, как мы готовились, и так далее. Второе — это про картину мира. То есть, если человек говорит: "Я окончил вуз", ну или там тем более университет, то он, конечно, должен себе представлять картину мира, причем от физики до литературы, независимо от того, какой он факультет окончил. Я всегда подчеркиваю, что, если вы там математик или физик, то вы не просто должны знать, что был такой Данте, а вообще эту книгу полистать во время образовательного процесса. Ну точно так же, как если вы там филолог или историк, вы должны понимать, а что, собственно, сделал Эйнштейн, а не просто знать, что это такой дядька с высунутым языком на портрете, который раньше любили везде, так сказать, развешивать. И третье — самое сложное и самое главное — вот то, что тянется, так сказать, от греческой пайдейи, от сотворения человека, это ответ на вопрос: что значит быть человеком? Потому что, по большому счету, вся культура (а образование — это и есть вхождение в культуру вот через картину мира) — это попытка ответить на вопрос, что значит быть человеком. И вот эти две последние темы, особенно третья, она сегодня вообще не ставится в плоскости образовательной.

Слушайте в аудиофайле!

Традиции. Все выпуски

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация