Авторские материалы Дворовые порядки: как сделать междомовое пространство безопасным

19 февраля 2020, 16:54

Персоны

Как сделать проезд между домами максимально безопасным, задумались в Центре организации дорожного движения Москвы. По печальной статистике, каждый шестой наезд на детей в столице происходит в жилых зонах. Водители привыкли, что патрулей ГИБДД во дворах почти не бывает, и делают ошибочный вывод, что можно гонять в свое удовольствие. ЦОДД планирует издать рекомендации – и для тех, кто за рулем, и для тех, кто организует пространство в микрорайонах. И если их воплотить, то гонки по дворам должны прекратиться. Подробности – у обозревателя «Вестей ФМ» Сергея Артемова.

Возле домов должно быть безопасно – в ЦОДД разрабатывают рекомендации для пространств внутри жилых кварталов. И для начала – ключевой вопрос: что такое двор? Это парковка для машин или место для прогулок взрослых и игр детей? У эксперта Центра, участника разработки рекомендаций, руководителя проекта «Пробок.нет» Александра Шумского есть ответ.

ШУМСКИЙ: В первую очередь это – территория для жизни людей, поэтому люди там должны чувствовать себя в безопасности и не подвергаться рискам, которые могут быть связаны с дорожно-транспортными происшествиями. Ведь на самом деле ключевой показатель – дети. Дети, когда во дворе находятся, у них нет чувства такой защищенности, как у взрослых. Поэтому они, пробегая меж машин, попадают под движущиеся транспортные средства. Дети никогда, сколько им ни объясняй, не будут думать о плохом, дети будут думать о том, как им добежать до детской площадки. Поэтому детская площадка не должна быть между парковками. Потихоньку мы все приходим к концепции двора без машин.

Но если во дворе не должно быть машин, то где им быть? Вероятно, на подземных парковках. И пока суть рекомендаций еще неизвестна, хорошо если в них в итоге будет отражено требование к девелоперам: хотите возводить дом – обеспечьте его подземной парковкой. Или отдельным комплексом паркинга. Но, помимо таких парковок, к ним надо еще проехать – опять же, часто по дворам. И вроде бы есть пункт 10.2 ПДД. Он гласит: «В жилых зонах и на дворовых территориях скорость – не более 20 километров в час». Жесткий контроль этого, кажется, решил бы все проблемы – водитель всегда успеет на тихом ходу нажать на тормоз. И тут возникает правовая загвоздка: норма есть – а штрафовать за нее невозможно, говорит Александр Шумский.

ШУМСКИЙ: У нас есть "нештрафуемый" порог в 20 километров в час, то есть реально можно начать штрафовать, только если машина движется больше 40 километров в час, а это все-таки та скорость, с которой можно достичь крайне негативных последствий.

В условиях двора, где взрослый человек или ребенок могут внезапно выйти или выбежать из-за любой преграды – мусорных площадок, детских теремков, подстанций, это – опасно. Увечья – в лучшем случае – неминуемы. Значит, снижения скорости надо добиваться не штрафами, но самой невозможностью эту скорость развивать – то есть проезжая часть во дворах должна быть извилистой и с большим количеством искусственных неровностей, добавляет Александр Шумский.

ШУМСКИЙ: К сожалению, советские дворы – а это сложная конструкция – так быстро не перестроятся, поэтому постепенно надо «успокаивать движение» во дворах – уходить от прямолинейных проездов, которые есть. Вообще, изначально это – пожарные проезды шириной 4,5 метра, предназначенные для проезда спецтехники. Но мы пришли к тому, что в 90-е заставили их все транспортными средствами от безысходности. Создание изгибов, «шикан», каких-то дополнительных препятствий, закрытие сквозных проездов – зачастую это то, что люди сами делают: строят искусственные неровности в попытке защитить своих детей. На самом деле это – непосредственная организация движения во дворах, что вообще не регламентируется российскими нормативами. У нас есть нормативы по загородным трассам, но у нас вообще нет нормативов по дворам.

Работа над рекомендациями займет не одну неделю. В идеале затем они должны превратиться в ГОСТы и СНиП. При возведении любых жилых зданий или микрорайонов примыкающие к ним дворы должны быть обустроены именно так, а не иначе.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация