Картинка

Стратегия «Русский народ не нуждается в письменном подтверждении своего государствообразующего статуса»

27 февраля 2020, 19:09

Персоны

О поправках в действующую Конституцию, реакции на них общества и многом другом. Гость Анны Шафран в студии «Вестей ФМ» – директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.

МАРТЫНОВ: Во-первых, надо сказать, что это не первый случай, когда вносятся поправки в Конституцию, с 1993 года. Просто они, так сказать, такой массово-фундаментальный характер не носили. Это было несколько раз, просто мы даже это не заметили. Это первое. Второе: конституцию мы не переписываем, просто многие восприняли вот эти инициативы президента о некоторых поправках, которые фиксируют наше общее достижение за эти двадцать с лишним лет, как... Что мы с чистого листа пишем новый фундамент нашего государства – новую конституцию. Мы не пишем новую Конституцию. Когда-то придёт время, наверное, и будет новая Конституция написана, прям вот с преамбулы и до последней, что называется, точки в конце. Но сегодня речь идёт о поправках.

ШАФРАН: Но честно и по большому счёту, я думаю, что и новую стоило бы сегодня написать. Хотя речь вообще не об этом, речь только о поправках к действующей.

МАРТЫНОВ: Конечно. Речь идёт о поправках. Конечно. Потом то, что касается определяющей роли государствообразующего русского народа. Знаешь, я не знаю, может быть, придёт время и нужно будет это зафиксировать в Конституции. Но я не думаю, что кто-то может поставить под сомнение, что русский народ является государствообразующим народом России. Понимаешь, как только...

ШАФРАН: Однако нигде, ни в одном документе это не зафиксировано.

МАРТЫНОВ: Как только это встанет под сомнение, просто не будет никакой России, никакого государства.

ШАФРАН: Так почему бы не прописать?

МАРТЫНОВ: А то, что это будет где-то написано, совершенно не исключает, что когда-то в каком-то будущем может это стать под сомнение. Под сомнение это может стать только тогда, когда мы сами себя забудем.

ШАФРАН: Хорошо. Но ты не находишь некоторых противоречий с тем, что, например, в национальных республиках в местных законах прописана роль народа...

МАРТЫНОВ: А это правильно, это даже очень понятно. Дело в том, что...

ШАФРАН: А у русского, получается, нет такого документа. У русского народа.

МАРТЫНОВ: Правильно. Потому что мы, в отличие от тех, кого ты упомянула... Ты говоришь, национальные республики наши?

ШАФРАН: Конечно.

МАРТЫНОВ: Ну, это своего рода отзвук 90-х годов. Вот помните ельцинское: берите суверенитет, сколько хотите, – там много чего было тогда наделано. А вообще то, что касается тех же постсоветских государств, дело в том, что после того, как развалился большой Советский Союз, люди же потеряли себя, потеряли идентичность. И кто где её искал. Кто искал в каком-то национальном самосознании, кто в религиозном, кто в каком-то ещё аспекте пытался вот как-то склеить, объяснить, почему вдруг эта бывшая союзная республика и часть одного великого целого и могучего Советского Союза, Российской Империи, а тут вдруг суверенное государство. Мы в отличие от всех постсоветских, так называемых, стран государственность свою на протяжении там тысячи – больше лет, непрерывную, не утрачивали никогда. Понимаешь, никогда. И это только та тысяча лет, которая подтверждается, что называется, вещественными какими-то документами и так далее, а то может и больше. Вот. Поэтому я не считаю, что это какой-то такой, знаешь, очень важный... Гораздо более важные вещи есть, связанные с укреплением суверенитета, связанные, наконец, с началом процесса национализации элит.

Также в программе:

Гость: депутат Госдумы, член Комитета по экологии и охране окружающей среды Александр Фокин.

Стратегия. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация