Стратегия Смотреть на прогнозную цену на нефть в бюджете – не совсем правильно
Персоны
Гость Анны Шафран – гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов.
Российский бюджет защищен от колебаний нефтяных цен, расходы будут профинансированы даже в случае их падения до 30 долларов за баррель, сказал журналистам министр финансов РФ Антон Силуанов. Почему происходит стремительное падение цен на нефть?
СИМОНОВ: Силуанов напомнил, что, вообще, бюджетная конструкция как раз у нас создавалась для того, чтобы в период низкой нефти иметь резервы для того, чтобы тратить деньги из этой кубышки. Но всегда, конечно, приятно ощущать, что эта кубышка пополняется. Когда она тратится, уже начинаем нервничать, хотя вы даже процитировали Силуанова, что даже если, условно, будет 30 долларов, 4 года он обещает расходы профинансировать.
Так вот, собственно, наш бюджет, если посмотреть бюджет, он верстался из цены аж в 57,7 долларов за баррель, причем баррель нефти Urals, естественно; но Urals стоит чуть-чуть дешевле Brent. Бывают периоды уникальные, когда Urals стоит дороже, но традиционно у него есть дисконт к Brent, поэтому, когда вы смотрите, цены на Brent – в районе 50, значит, считайте, что Urals обычно – 47-48 долларов. Стоит ли уже паниковать, так как цена, как я сказал, была более 57 долларов за Urals, при том, что курс рубля на 2020 год запланирован средний пока выше, чем он есть – 65,1 рубль за доллар, поэтому, в принципе, конечно, логично смотреть на рублевую цену. Но она тоже уже ниже – там получается 3700 за тонну, почти 3800 за тонну; сейчас цена – ниже 3400.
Но важный момент заключается в том, что все-таки у нас бюджет – профицитный, то есть – да, он верстался из прогнозной цены в 57 с небольшим долларов за баррель, но он верстался с профицитом, и поэтому правильно, конечно, ориентироваться на то, что у нас называется «ценой отсечения». Цена отсечения – это как раз та цена, при повышении которой еще у нас наполняется ФНБ – Фонд национального благосостояния. Вот когда цена падет ниже этой отметки, вот тогда уже начинается «проедание» резервов, то есть, еще раз повторяю, бюджет – профицитный, и поэтому смотреть на прогнозную цену на нефть в бюджете – не совсем правильно, нужно смотреть вот на эту цену отсечения. Она составляет 42,5 доллара за баррель. Там есть известное правило так называемое, когда с 2017 года была зафиксирована планка в 40 долларов, она ежегодно увеличивается на 2%... У нас, кстати, дискуссия в правительстве идет на тему, что «давайте мы увеличим цену отсечения, так проще будет деньги искать на те расходы, в том числе те, которые предложены были Путиным 15 января этого года».
Полностью слушайте в аудиоверсии.