Авторские материалы ТО не выходя из дома: как устроен бизнес торговцев фиктивными диагностическими картами
Персоны
В Подмосковье закрыли 90 пунктов технического осмотра. Все они без проверки автомобиля продавали диагностические карты. Чуть ли не половина проверенных адресов находилась в гаражах, где должного оборудования не было. С подробностями – корреспондент «Вестей ФМ» Андрей Хохлов.
Быстро, дешево, легко, не выходя из дома – так сейчас можно оформить диагностическую карту для ОСАГО. Гнать автомобиль на реальный осмотр в сервис совсем не обязательно. Многие компании предлагают все оформить за 15 минут в режиме онлайн. Вносите данные автомобиля в анкету – и готово. Так поступила автолюбительница Анастасия, о чем она и рассказала на своем YouTube-канале.
АНАСТАСИЯ: Вчера, когда я делала электронный полис ОСАГО, мне понадобилась та самая карта. Но ее у меня не было – она была просроченная. Соответственно, мне ее надо было где-то в 9 часов сделать. Я забила в Google «диагностическая карта онлайн», и он мне выдал: 650 рублей, 15 минут – и она готова.
Для сравнения: стоимость технического осмотра «как положено» – с заездом в мастерскую – начинается от 700 рублей. Получается, автомобиль никто не смотрел, а по бумаге он полностью исправен и готов к выезду на дорогу. Документ – со всеми нужными печатями и внесён в Единую автоматизированную информационную систему.
Данную схему прохождения ТО можно назвать преступлением, считает председатель Союза техэкпертов РФ Сергей Зайцев. Без реального осмотра автомобиля о получении этого документа речи быть не может.
ЗАЙЦЕВ: ТС должно оказаться на производственно-технической базе аккредитованного оператора техосмотра, где имеется полный комплект диагностического оборудования в соответствии с действующими национальными стандартами, способными реализовать методы проверки по условиям безопасности дорожного движения. А также там должен быть квалифицированный специалист, который должен реализовать все эти методы и автовладельцу предоставить информацию о фактическом техническом состоянии ТС.
Последний мониторинг, который проводили МВД и страховщики в Подмосковье, показал: 90 так называемых пунктов ТО, которые продавали диагностические карты, даже близко не имеют такого набора. В области для них устроили серию контрольных закупок. Специалисты приезжали по указанному на сайте адресу и порой находили там обычный гараж, где даже подъемника не было. Ясно, что технического осмотра никто тут не проводил, но продажи диагностических карт шли полным ходом. Главное, что выдаваемые ими бумаги были в базе, а значит – прошли проверку на подлинность. Страховая не придерется. И пока непонятно, насколько эти рейды напугают торговцев фиктивными ТО.
В принципе такую схему могут проворачивать не только сомнительные конторки, но и аккредитованные крупные автомастерские. Ведь должного контроля за ними нет, рассказывает автоюрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Себестоимость изготовления диагностической карты во многих регионах – порядка 150 – 200 рублей. Поставлена эта система на поток, то есть если ты продаешь за 500 рублей, у тебя получается уже 300 рублей прибыли. Эти организации, которые официально осуществляют техосмотр, они таким образом зарабатывают деньги. Эта обязанность фото, видеофиксации того, что ТС заехало в соответствующий бокс для того, чтобы пройти ТО, до сих пор не действует.
Судя по автофорумам, спрос на «онлайн-карты» большой. Многие именно так и проходят техосмотр. По некоторым оценкам, на дорогах сейчас – 80% водителей с такими документами. Автоэксперты отмечают, что честность проверки автомобиля зависит не только от самих водителей, но и от готовности пунктов ТО работать как положено.
С 8 июня этого года обещаны поправки в правила прохождения техосмотра, подготовленные в Министерстве транспорта. Пунктам ТО теперь в обязательном порядке необходимо будет сделать 3 фотографии автомобиля, приехавшего на осмотр: первый снимок – перед началом диагностики, второй – в процессе, третий – по завершении. Все снимки будут отправляться в базу данных МВД. Инспекторам ДПС разрешат аннулировать диагностические карты, если сотрудник не найдет эти фотодоказательства. Для автовладельца это будет означать расторжение полиса ОСАГО, а компания, выдавшая карту, будет привлечена к административной ответственности.