Авторские материалы Магические цены: как онлайн-ретейлеры меняют стоимость товаров в момент покупки

29 апреля 2020, 14:25

Персоны

Россиян всё чаще обманывают при онлайн-покупках. Интернет-магазины уже на этапе оплаты товаров в корзине внезапно завышают цены. Например, под предлогом поступления новой, более дорогой партии. С подробностями – корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Мелким мошенничеством стали промышлять некоторые официальные интернет-магазины. Они не исчезают в неизвестном направлении, собрав денег с клиентов. Нет, услугу они оказывают и товар продают, но при этом идут на всякие неприятные уловки. Сценариев обмана несколько. Самый простой – добавление цены в набранную корзину, рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.

СОКОЛОВ: Человек оформляет заказ в интернет-магазине. Видит, что товар, который он приобретает, стоит 500 рублей. Он кладет его в корзину, нажимает «купить», и по стечению "магических обстоятельств" цена из 500 превращается в 600. Причем нужно понимать, что это добавляется не стоимость доставки и дополнительных услуг, а просто меняется цена на этот товар. Вот такое поведение категорически недопустимо.

В этом случае расчет на невнимательность клиента – пару сотен рублей разницы может не заметить. Причем внятно объяснить, почему цена повысилась по сравнению с той, которая на сайте, операторы кол-центра не могут. "Просто так получилось". Но особо сметливые из них либо проинструктированные начальством начинают говорить про некую новую партию того же товара, добавляет Артем Соколов.

СОКОЛОВ: Люди делают заказ в Интернете, точно так же в корзину кладут, ничего не меняется, всё остается, как было. Но после того как человек оформляет заказ, ему перезванивает менеджер и говорит: «Знаете, это был товар из старой поставки. А сейчас поставка у нас новая. Поэтому цена у нас будет не 1000, а 1300». Вот такие вещи категорически делать запрещено. Если у вас товар стоит 1300, надо так и писать на своем сайте. Если клиент положил в свою корзину и ждет оформления заказа по этой стоимости, значит, он по этой стоимости заказ и должен получить.

В корзине цена может быть той же, что и на сайте, а внезапно вырастет она непосредственно перед оплатой, когда осталось нажать лишь на кнопку её подтверждения, констатирует председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.

ПАВЛОВ: Покупатель выбирает товар по привлекательной цене, как правило, чуть ниже рынка. Проходит все этапы. То есть кладет в корзину, указывает адрес доставки, и перед тем как перейти к форме оплаты, когда он уже вводит данные карты, вот в этот момент, происходит увеличение стоимости. И потребитель может не увидеть, не обратить внимания на то, что когда он вводит подтверждающий код из СМС для завершения оплаты, что сумма, которая спишется, больше, чем та, которая была на момент оформления корзины.

Для потребителя тут главное – бдительность. Увидев новую цену, можно просто отказаться от заказа. Обидно, конечно, за потраченные усилия на поиск и оформление, но в принципе – терпимо. Хуже, когда товар уже оплачен, и только после этого менеджер интернет-магазина начинает "развод", делится очередным сценарием онлайн-обмана Олег Павлов.

ПАВЛОВ: Покупатель проходит все этапы оформления заказа, проводит оплату по выбранной привлекательной цене. Но потом, когда деньги списаны, ему перезванивают и говорят, что такого товара нет в наличии, и предлагают более дорогую модель другого производителя. А, как известно, сейчас есть некоторые сложности при отказе от оплаты. Потому что в любом случае это сопряжено с трудностями в работе надзорных органов, судов. Поэтому потребители становятся заложниками. И, отдав свои деньги, идут навстречу недобросовестным магазинам.

Действительно, суды потребительские иски пока не принимают. Но их можно отложить до отмены всех эпидемиологических ограничений. Срок подачи иска не истечет. Сейчас на обманщиков от онлайн-торговли лучше всего жаловаться в Роспотребнадзор, уверен Олег Павлов.

ПАВЛОВ: Наиболее эффективно жаловаться в территориальный орган Роспотребнадзора по месту нахождения продавца. Любой магазин обязан указывать реквизиты, то есть юридический адрес. Вот по месту нахождения магазина можно отправить жалобу в Роспотребнадзор. С точки зрения государства это самый надежный механизм.

Всеобщее осуждение махинаций онлайн-торговцев – тоже весьма эффективная мера, отмечают специалисты. Сайтов, где публикуют отзывы на работу ретейла, сейчас множество. Их читают, к ним прислушиваются. Массовый негатив в адрес конкретного интернет-магазина может даже парализовать его работу. И это самое удачное наказание за обман.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация