Картинка

Интервью «Инновационные компании – наше конкурентное преимущество»

13 мая 2020, 17:06

Персоны

Сегодня в онлайн-режиме состоялся экспертный совет при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей с участием аппарата общественного омбудсмена в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров. В рамках этой встречи прошло обсуждение проекта специального доклада по проблемам высокотехнологичного бизнеса в России, а также сформированы предложения по их решению.

Почему инновационные компании нуждаются в господдержке? К какому эффекту это приведёт? И как им можно помочь? Об этом в эфире “Вестей FM” рассказали омбудсмен по защите прав высокотехнологичных компаний-лидеров, заместитель гендиректора «Иннопрактики» Наталья Попова, председатель правления Ассоциации национальных чемпионов Олег Фомичев и руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей, директор Института экономики роста им П.А. Столыпина Анастасия Алехнович.

АНДРЕЕВ: В Москве 17:08, у микрофона Александр Андреев. Здравствуйте! И на связи со студией омбудсмен по защите прав высокотехнологичных компаний-лидеров, первый заместитель гендиректора «Иннопрактики» Наталья Попова. Наталья, здравствуйте!

ПОПОВА: Добрый вечер!

АНДРЕЕВ: Председатель правления Ассоциации национальных чемпионов Олег Фомичев. Олег, здравствуйте!

ФОМИЧЕВ: Здравствуйте!

АНДРЕЕВ: И руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей, директор Института экономики роста им П.А. Столыпина Анастасия Алехнович. Анастасия, добрый вечер!

АЛЕХНОВИЧ: Добрый вечер!

АНДРЕЕВ: Сегодня прошёл экспертный совет при уполномоченном при президенте по защите прав предпринимателей с участием аппарата общественного омбудсмена в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров. В рамках этой онлайн-встречи прошло обсуждение проекта специального доклада по проблемам регулирования и правоприменительной практики высокотехнологичного бизнеса в России, а также были сформированы предложения по их решению. Коллеги, почему возникла идея подготовки этого доклада?

ПОПОВА: На самом деле я хочу сказать, что, действительно, в этом году доклад будет с фокусом именно на высокотехнологичный инновационный сегмент, это очень отрадно отмечать. Сегодня, буквально менее часа назад, состоялось и завершилось уже предфинальное обсуждение блоков этого доклада. Понятно, что высокотехнологичные инновационные компании действительно нуждаются в таком специальном фокусе. Понятно из названия, что это компании, которые занимаются выпуском очень сложной инновационной продукции; это компании, которые обладают уникальным кадровым резервом, это штучные специалисты, очень высоко востребованные как на российском рынке, так и на зарубежном; и компании, которые используют достижением научных школ как еще советского периода, так и уже российского.

Сферы деятельности этих компаний абсолютно различные. Это и IT, и биотех, медицина, агробизнес, новые материалы и многие другие. Ну понятно, что все они входят в приоритетные сферы инновационного бизнеса. Но почему на эти компании стоит обращать именно такое фокусное внимание? Мы проанализировали, и в докладе есть этот анализ, зарубежный опыт и мы видим, что эти компании являются группой целевой поддержки во многих странах.

Осуществляется такая таргетная, фокусная поддержка, разрабатываются меры, которые помогают создать бизнес-климат, направленный именно на эти компании. Они действительно обеспечивают очень высокие темпы экономического роста, намного выше, чем среднерыночный, создают новые рабочие места. Причём есть такой кумулятивный эффект: не только рабочие места и добавленную стоимость внутри самих компаний, но на каждый рубль добавленной стоимости, который создается в компании высокотехнологичного сегмента, создаются 2 рубля добавочной стоимости в смежных отраслях.

А это также отрасли, которые занимаются высокоинтеллектуальной деятельностью. Это компании, которые обеспечивают повышение качества жизни. И на самом деле это основа нашего несырьевого экспорта. Эти компании, которые меньше других подвержены колебаниям цен на энергоносители. На самом деле при правильной поддержке, и эти меры поддержки как раз мы в докладе освещаем, это наша конкурентное преимущество, эти компании можно дорастить до так называемых единорогов, то есть это компании с капитализацией свыше миллиарда долларов. И на самом деле особенно в посткризисное время, когда пройдёт коронавирус, эти компании смогут стать основой нашего технологического прорыва и помогут занять новые конкурентные ниши, которые сейчас, видимо, будут высвобождаться в мировом масштабе.

АНДРЕЕВ: Наталья, скажите, пожалуйста, почему нужно помогать высокотехнологичным компаниям?

ПОПОВА: На самом деле – не побоюсь этой аналогии – эти компании находятся в середине "пищевой цепочки", то есть они уже переросли малый и средний бизнес. Как мы знаем, высшая планка отнесения к малому и среднему бизнесу – это 2 000 000 000 рублей, но при этом эти компании ещё не доросли до системообразующих предприятий. И на самом деле все говорят, что нужно помогать стартапам, это, безусловно, так, и нужно понимать, что под стартапы разработано много инструментов поддержки – работают венчурные фонды, много институтов развития направлено на стартапы (тот же институт "бизнес-ангелов"), но понятно, они вот преодолевают первую "долину смерти", но мало кто говорит о системных мерах поддержки, направленных именно на этот средний пласт высокотехнологичных компаний, а на самом деле проблем у них далеко не меньше, чем у стартапов.

Во-первых, общая проблема — это недостаток ликвидности, эти компании, притом что сейчас вообще с ликвидностью проблемы, но именно высокотехнологичные сегменты должны отвлекать часть своей ликвидности, часть оборотных средств, на финансирование НИОКР. Это непрекращающаяся деятельность, которая является основой их работы. Также им приходится сохранять свой кадровый потенциал, а это опять, как я уже сказала, уникальные специалисты, потерять которых – означает разрушать все кооперационные цепочки.

Этим компаниям также приходится управлять большим пулом интеллектуальной собственности, а мы знаем, что в российском законодательстве есть некоторые лакуны, которые препятствует управлению интеллектуальной собственностью, и именно с интеллектуальной собственностью достаточно сложно работать, и мы на самом деле говорим о небольшой прослойке компаний: это не тысячи, это не десятки тысяч, это несколько сотен компаний, которые обладают определёнными параметрами. То есть они показывают высокий среднегодовой рост выручки. А вот "национальные чемпионы", например, мои подшефные компании, которые находятся в моем правозащитном поле деятельности, это компании, у которых рост выручки в районе 15%; это высокая доля затрат на НИОКР, это высокая доля выпуска инновационной продукции в общем объеме выпуска. Вот даже приведу пример, насколько эти компании значительны для российской экономики. Например, "национальные чемпионы" – те компании, которые получили такой статус в результате приоритетного проекта Министерства экономического развития, – их всего на данный момент 84 компании. Вот Олег может подробнее про них сказать. Но суммарный объем выручки у этих компаний – 375 миллиардов рублей, причём доля новой продукции – 78% от всего выпуска, а доля выручки от экспортной деятельности – 21%. Это компании с уникальным потенциалом.

АНДРЕЕВ: Если я правильно понимаю, значимость высокотехнологичных компаний стала очевидна ещё в 2012 году – тогда-то для них стал проводиться ежегодный рейтинг "ТехУспех", также был создан специальный проект Минэкономразвития – поддержка частных высокотехнологичных компаний-лидеров. Олег, это так?

ФОМИЧЕВ: Да, чистая правда. Минэкономразвития по предложению как самих компаний, так и экспертного сообщества действительно начало эту работу достаточно давно. Логика, которой мы руководствовались, отбирая экспертно в несколько заходов эти 84 компании (сейчас, наверное, их количество даже слегка подросло, потому с тех пор, как я ушел из Минэкономразвития, ещё были дополнительные экспертные заседания), это даже не столько поддержка в обычной логике, сколько снятие для этих компаний тех ограничений на их рост, которые у нас есть. Потому что желание, конечно, было создать такой класс очень быстро растущих "национальных чемпионов" глобально на последующих уровнях конкурентоспособностей.

Потом этот проект трансформировался в Ассоциацию национальных чемпионов, а также был создан пост омбудсмена при уполномоченном при президенте Российской Федерации, как раз который Наталья занимает, это омбудсмен, который занимается проблемами этого типа компаний.

АНДРЕЕВ: Наталья, расскажите, каковы характеристики российских высокотехнологичных компаний?

ПОПОВА: На самом деле нет каких-то законодательно закреплённых критериев отнесения к высокотехнологичному инновационному сегменту. Я могу сказать о тех критериях, которыми мы руководствуемся в своей деятельности, когда работаем как омбудсмены, и мой аппарат омбудсмена руководствуется именно этими принципами. Понятно, что есть Ассоциация национальных чемпионов, куда подпадают компании, отобранные в результате приоритетного проекта Министерства экономического развития, и они обладают набором определённых параметров. Как я уже сказала, это среднегодовой темп роста выручки у "национальных чемпионов" более 15%, доля выручка от новой продукции не менее 20%, высокая доля затрат на НИОКР. И на самом деле эти компании находятся по выручке в "вилке" от 300 миллионов до 30 миллиардов рублей. Могу привести, например, такой очень интересный факт: проект "ТехУспех", который был предвестником приоритетного проекта Министерства экономического развития, который осуществляется с 2012 года, за 5 лет существования "ТехУспеха" было отобрано более 400 компаний с совокупной выручкой более 700 миллиардов рублей. И вот что показательно: средняя выручка на одного работника компаний "ТехУспеха" (которые стали финалистами "ТехУспеха") в 4 раза больше, чем в других высокотехнологичных компаниях. И больше даже, чем в Европе.

Этот показатель – выручка на одного работникам российских компаний из рейтинга "ТехУспех" – в 3,5 раза превышает аналогичный показатель в Чехии и в 2 раза превышает такой показатель в Италии и Великобритании.

АНДРЕЕВ: Олег, есть что добавить к словам Натальи?

ФОМИЧЕВ: Я совсем немного добавлю. Наталья уже достаточно глубоко осветила, чем отличаются высокотехнологичные частные быстрорастущие компании от любых остальных, я хочу добавить буквально пару штрихов. Первое: это на самом деле тот слой, про который у нас очень часто в последнее время в общественном сознании говорится, что его у нас нет фактически, что у нас есть малый бизнес и есть сырьевые крупные компании. Так вот, нет, у нас есть очень даже неплохие частные высокотехнологичные, компании, созданные с нуля, у них, как правило, уже достаточно большой предпринимательский багаж, средний возраст их функционирования – 17 лет, это уже далеко не стартапы, это компании, которые прошли самые тяжелые этапы своей предпринимательской биографии, в том числе и в достаточно тяжелые для российской экономики годы. Ежегодно такие компании выводят на рынок новые продукты, около 70% из них уже присутствуют на мировом рынке, что на самом деле для российской экономики прямо зашкаливающие цифры. И доли экспорта в среднем (в среднем – это значит, что есть компании, которые не экспортируют, их меньшинство, и есть компании, экспортирующие больше половины своей продукции) 15% от всей выручки, что для российской экономики в целом – если не брать, конечно, сырьевые компании – очень большая цифра.

Ещё раз, это наша надежда на то, что российская экономика будет сильна не только "Газпромом", "Роснефтью" и "Лукойлом", но и компаниями из фармацевтики, из новых материалов, из информационных технологий, из микроэлектроники и так далее. Во всех этих секторах есть компании-национальные чемпионы.

АНДРЕЕВ: Председатель правления Ассоциации национальных чемпионов Олег Фомичев. А сейчас я вновь обращаюсь к омбудсмену по защите прав высокотехнологичных компаний-лидеров, первому заместителю генерального директора негосударственного института развития «Иннопрактика» Наталье Поповой. Наталья, расскажите, пожалуйста, какова цель специального доклада по проблемам регулирования и правоприменительной практики высокотехнологичного бизнеса в России?

ПОПОВА: Ну, вот на самом деле для того чтобы компании смогли раскрыть свой потенциал, о котором только что говорил Олег, это действительно уникальные компании, чтобы нарастить количество таких компаний высокотехнологичного сегмента, их вклад в экономику Российской Федерации, чтобы создать комфортный предпринимательский климат, нужно совершенствовать российское законодательство. Нужно совершенствовать правоприменительную практику в части поддержки таких компаний. Собственно, эти методы, эти предложения в докладе освещены.

АНДРЕЕВ: По каким основным направлениям выработаны предложения?

ПОПОВА: Мы работали с такими двумя крупными блоками: это прямые методы финансовой поддержки, как доступ к внешнему финансированию, и косвенные методы – это высвобождение собственных средств предприятия, в том числе для финансирования НИОКР. Вот, в частности, например, первый блок — это налоговое регулирование: здесь мы говорили и об упрощении списания затрат на НИОКР, и о возможном увеличении повышающего коэффициента, к которому сейчас НИОКР относится, на себестоимость (сейчас такой коэффициент 1,5, а хотелось бы повысить его до 2). Также мы говорим о возможности списания затрат на НИОКР по факту, а сейчас нужно дожидаться результатов НИОКР и, соответственно, поэтому списывать сразу не получается.

Что касается доступности финансирования, очень важно разработать определённые финансовые продукты, специализированные именно для высокотехнологичного сегмента. Вот, например, по аналогии с теми финансовыми продуктами, которые есть сейчас у малого и среднего бизнеса. Это и гранты, это и субсидирование процентной ставки, лизинговые продукты, кредиты по льготным ставкам. Хорошо бы понизить требования к обязательному кредитному обеспечению, сейчас очень сложно это кредитное обеспечение получить, то есть банки хотят видеть недвижимость в центре Москвы и не принимают обеспечение в виде интеллектуальной собственности.

Также в докладе мы говорим об упрощении регуляторного режима, предлагаем сделать экспериментальные правовые режимы, так называемые регуляторные песочницы, говорим о стимулировании спроса на высокотехнологичные товары – это такая мера, как кредиты, но не самим компаниям высокотехнологичного сегмента, а потребителям их продукции, потребителям высокотехнологичных компаний. Это могут быть закупки теми же системообразующими компаниями продукции высокотехнологичного бизнеса, то есть под гарантированный спрос. В зарубежных странах такие меры реализуются, мы тоже их рассматривали, вот интересныq пример – pre-commercial procurement – это когда государство обеспечивает доконкурентный спрос на инновации свои, на общественные, на государственные нужды, и public procurement of Innovative solution – это когда государство является первым покупателем инноваций и стимулирует другие компании уже частного сегмента приобретать определённый вид товаров у "высокотеха".

Также мы говорили о создании инжиниринговая центра. «Иннопрактика» в 2018 году выступила учредителем инжинирингового центра, и мы можем говорить сейчас уже о серьезных позитивных результатах и хотели бы предложить эту практику масштабировать.

Почему нужен вообще инжиниринговый центр и вообще инжиниринговые услуги? Во-первых, это поможет создать консолидированный спрос на технологические решения. Сейчас, например, если какая-то системообразующая компания нуждается в высокотехнологичной продукции, вот под один запрос достаточно сложно выстроить технологическую линию. Ну, собственно, по себестоимости это весьма дорогостоящие решения. Но если этот спрос консолидировать, тогда это становится финансово обоснованным.

Также именно в мере по масштабированию инжиниринговых центров шла речь о доращивании высокотехнологичных компаний до уровня, который предъявляется крупным бизнесом к поставщикам, и финансовая мера, которой мог бы оперировать инжиниринговый центр, — это субсидирование выпуска высокотехнологичной продукции под гарантированный спрос крупного бизнеса.

Также большой блок экспортной поддержки. Есть очень много предложений, несколько из них могу озвучить: это понижение ставки по налогу на прибыль, полученную от экспорта в результате интеллектуального труда (на Западе, мы сегодня обсуждали, очень хорошая мера для экспортёров, которую можно имплементировать в российских реалиях). Также субсидирование части расходов экспортёров. И, например, было бы очень востребовано признание результатов сертификации и лабораторных исследований, проведённых в России, за границей.

Ну, это такой краткий перечень мер, которые мы сегодня обсуждали. В докладе он будет намного больше и более систематизирован, но в целом мы идем именно по этим блокам.

АНДРЕЕВ: Среди участников нашей сегодняшней программы – Анастасия Алехнович, глава исполнительной дирекции автономной некоммерческой организации «Центр общественных процедур новой индустриализации». Анастасия, расскажите о методике подготовки доклада.

АЛЕХНОВИЧ: Вы знаете, я не буду описывать действительно огромную работу, проделанную и аппаратом уполномоченного Бориса Титова, и аппаратом Натальи Поповой, уполномоченной по высокотехнологичным компаниям. На первом этапе это действительно полномасштабный опрос: фактически 80% компаний, которые сейчас по факту являются высокотехнологичными, выделили некоторые приоритетные направления, которые как раз мешают им быстро развиваться, быстро расти.

На втором этапе мы как раз сопоставили нашу, российскую, практику и уровень институтов развития, которые нацелены на снятие этих барьеров и стимулирование их роста, и международную практику. И на базе этого анализа, по итогам такого экспертного обсуждения с практиками правоприменительного характера – это и финансовые директора, и налоговики этих компаний, и собственники – те, кто каждый день сталкивается с этими барьерными проблемами, мы как раз обобщили, ну, то есть рекомендации международной практики и практику стимулирования компаний и наши, российские, действующие барьеры и ограничения. На базе этого мы подготовили такой содержательный, объемный материал.

АНДРЕЕВ: Наталья, на какие данные при подготовке доклада вы опирались и что вы анализировали?

ПОПОВА: На самом деле это была глобальная работа, причём очень важно, что это работа не просто экспертного сообщества, когда собралась группа экспертов, порассуждала, как правильно поддерживать высокотехнологичный бизнес и написала что-то от себя, а это была работа именно с компаниями, с теми потребителями будущих мер поддержки. Это и "национальные чемпионы", это и компании, которые получили поддержку фонда Бортника. Ну и, понятно, экспертное сообщество, институты развития. Всего в работе над докладом принимали участие более 250 человек, то есть это экспертный центр при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей аппарат Титова Бориса Юревича, это мой аппарат – омбудсмена по защите прав высокотехнологичных инновационных компаний, Институт экономики роста им П.А. Столыпина и сама Ассоциация национальных чемпионов.

Этапы, по которым строилась работа над докладом: прежде всего, конечно, мы "собрали" с компаний основные проблемы, которые сдерживают их развитие, обсудили их проблемы с самими компаниями, с экспертным сообществом. Далее произошло рейтингование этих проблем и выработка оптимальных решений. Ну и, понятно, мы проанализировали зарубежный опыт и на его основании также скорректировали меры предполагаемой поддержки. То есть в докладе проанализированы ключевые особенности развития высокотехнологичного бизнеса в России, проанализирован зарубежный опыт развития, те меры поддержки, которые оказываются за рубежом.

Мы прошлись по основным проблемным местам развития компаний – это и налоговое, и таможенное регулирование, доступ к финансированию, общая регуляторика, предпринимательский климат, и на основании всех выявленных и систематизированных проблем мы предложили варианты решений.

АНДРЕЕВ: А сейчас я обращаюсь к руководителю экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей, директору Института экономики роста им П.А. Столыпина Анастасии Алехнович. Анастасия, поделитесь, пожалуйста, наиболее интересными и показательными выводами, которые вам удалось получить в процессе подготовки доклада.

АЛЕХНОВИЧ: Вы знаете, самое главное, что для нас было, в общем-то, обнадёживающим, что даже с имеющимися этими всевозможными барьерами и препятствиями к развитию у нас действительно есть наши "национальные чемпионы" – высокотехнологичные компании, которые соответствуют и конкурируют с лучшими международными аналогами – и даже их превосходят, потому что успешно выигрывают конкурентную борьбу и на внешних рынках, и на нашем внутреннем рынке. Но, действительно, вот ключевое для нас было откровение, что роль личности в истории по-прежнему у нас превалирует в этой сфере. Пока. Можем, когда захотим! Можем конкурировать с лучшими международными компания – это и США, и Япония, и европейские компании – по уровню производительности труда, по уровню качества, по скорости внедрения новаций. Но, действительно, наша сейчас общая задача – создать для этих компаний максимально благоприятную среду. И они даже не просят каких-то глобальных изменений правил игры, они просят ту регуляторику, которая позволяет быстро внедрять инновации, быстро вводить инновационную продукцию, а у нас, к сожалению, регулирование доступа к финансированию, налоговая система нацелены по-прежнему пока на сегмент торговли, услуг, потребительские товары – это понятно и банкам, и налоговикам, и контрольно-надзорным органам. Или на сегмент глобальный – наши государственные корпорации, которые имеют отдельный канал общения с ключевыми органами государственной власти, скорее, даже формируют политику в какой-то степени.

А вот этот серединный сегмент, который нуждается в скорости, в быстром получении кредитов, налоговых вычетов по тем же льготам, налоговых вычетов на понесённые затраты, на те же инновации, регулировании быстрой сертификации новой продукции для вывода на наш внутренний рынок (или на внешний), – вот здесь, к сожалению, мы проходим некоторый исторический период становления наших новых институтов, мы, к сожалению, этот сегмент компаний упускали из зоны внимания и до сих пор ограничивались только выделением и поощрением, больше даже моральным, таким как вхождение в топ рейтинга успехов, в топ рейтинга высокотехнологичных компаний. Мы ограничивались, к сожалению, такой праздничной повесткой по отношению к этим компаниям, а им нужны не какие-то преференции, а просто создать нормальную среду для развития, которая полностью соответствует уже сложившейся международной практике в этой сфере. И мы не видим ограничений по наращиванию количества этих компаний и по росту их вклада в экономику, так как в связи со всей вот этой эпидемиологической ситуацией, которая ещё будет развиваться, к сожалению, и будет несколько волн, но именно этот высокотехнологичный бизнес не пострадал. Или даже в некоторых нишах, как медицинские услуги, продукция, фармацевтика, сейчас является во многом локомотивом экономического роста для нас, для нашей экономики.

Наша задача – просто создать им равные условия с зарубежными конкурентами. Вот это основной вывод.

АНДРЕЕВ: А сейчас я обращаюсь к омбудсмену по защите прав высокотехнологичных компаний-лидеров, первому заместителю генерального директора «Иннопрактики» Наталье Поповой. Наталья, а что, по-вашему, даст реализация мер, которые вы предлагаете в докладе, и самим компаниям, и экономике нашей страны?

ПОПОВА: Ну, я надеюсь, что меры, которые мы предлагаем в докладе, прежде всего помогут менее безболезненно преодолеть последствия коронавируса в России, создадут новые возможности для технологических компаний и в посткризисное время помогут этим компаниям занять новые технологические ниши на международном рынке.

Ну и в более долгосрочном периоде, потому что доклад не привязан коронавирусу, реализация этих мер поможет повысить качественные и количественные показатели вклада высокотехнологичных компаний в экономику страны, опять же, создаст базис для технологического прорыва, надеюсь, увеличит количество "единорогов" – это компании с капитализацией свыше миллиарда долларов, усилит нашу конкурентоспособность, создаст новые рабочие места, ну и вообще – поможет удержать высокотехнологичных специалистов, эти уникальные "точечные" кадры.

АНДРЕЕВ: Коллеги, спасибо!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация