Хай-тек Любопытство – хвори в помощь
Персоны
Рубрика «Хай-тек» Николая Гринько на «Вестях FM».
13 сентября 2005 года в виртуальном мире онлайн-игры World of Warcraft разразилась самая настоящая эпидемия. В этот день запустили новый групповой рейд против могущественного дракона Хаккара, способного накладывать заклинание «порченая кровь», медленно лишая противников здоровья. Заклятие могло передаваться от одного персонажа другому, если они находились близко друг от друга. Оно действовало только в пределах подземелья дракона и теряло свою силу при выходе из него.
Однако вскоре выяснилась одно неприятное обстоятельство. Многие персонажи обладали виртуальными питомцами, помогающими им в боях, и оказалось, что эти животные способны переносить «порченую кровь» даже за пределы рейда. Так эпидемия вырвалась из контролируемой зоны. Питомцы заражали собственных хозяев, а от них зараза перекидывалась на любого игрока, просто прошедшего мимо на небольшом расстоянии. Заражению подверглись даже неигровые персонажи, которые переносили заклятие бессимптомно, но все равно заражали окружающих.
Пандемия «порченой крови» выкашивала виртуальное население серверов. А поскольку игровая механика WoW не подразумевает быстрого разложения трупов, крупные игровые зоны были просто засыпаны скелетами. Интересным оказалось поведение игроков в этой ситуации. Когда информация об эпидемии стала общедоступной, многие из них удалились в добровольную самоизоляцию. Владельцы персонажей, обладающих способностью излечивать болезни, стали безвозмездно оказывать помощь всем желающим. Однако нашлось достаточное количество людей, не верящих ни в заразу, ни в меры борьбы с ней, которые отправились в зараженные зоны «просто посмотреть» – именно они и стали основными разносчиками. Мало того, нашлось немало желающих заразиться по собственной воле, чтобы потом сознательно передавать заразу остальным.
«Порченая кровь» бушевала в мире Warcraft до тех пор, пока на некоторых серверах не оказалось инфицированы почти 90% персонажей. В конце концов разработчики игры выпустили очередное обновление, вернувшее всем пострадавшим их потерянное здоровье. Эпидемию удалось остановить только перезагрузкой.
Вся эта история была настолько показательной, что «Инцидент порченой крови» стал основой для многих научных работ по эпидемиологии. И сегодня специалисты учатся бороться с эпидемиями на основе терабайтов данных, полученных в результате этого происшествия. Все дело в том, что пандемию невозможно просчитать чисто математическими способами. Едва ли не главную роль в распространении болезней играет поведение людей, и в эпидемии «порченной крови» этот фактор проявил себя во всей силе. Люди с огромным трудом отказываются от общения с другими, тяжело переносят изоляцию, плохо осознают возможные риски, и все это многократно усиливает размах заражения. Изучение виртуальных пандемий показывает, что главный способ борьбы с ними — сознательное ограничение контактов. А это значит, что каждый из нас может помочь скорейшему выздоровлению всей планеты. Маски, перчатки и социальное дистанцирование — это ведь так просто. Хотя...