Традиции Национальная культура: музыка полностью ушла из нашей жизни
Персоны
Как музыка воздействует на формирование культурных кодов? Об этом Сергей Михеев беседовал с режиссером Кареном Шахназаровым в программе «Традиции» на радио «Вести ФМ».
МИХЕЕВ: Здравствуйте, радиослушатели. Это программа «Традиции» и Сергей Михеев. И сегодня у нас в гостях Карен Георгиевич Шахназаров, с которым мы некоторое время назад начинали говорить о культуре и сегодня хотим продолжить этот разговор. Карен Георгиевич, приветствую вас.
ШАХНАЗАРОВ: Здравствуйте, Сергей.
МИХЕЕВ: Карен Георгиевич, ну вот я хотел бы такую тему поднять, которую у нас редко поднимают, вот. Тем не менее, мне кажется, она крайне важная. Конечно, звучит, может быть, это немножко, так сказать, скажем так, по-советски, да. Но, тем не менее, на самом деле эта тема гораздо более серьезная, чем, скажем, склеивание с какими-то идеологическими штампами. А именно: это то звуковое и музыкальное сопровождение, тот фон, в котором мы сейчас с вами все живем, и на котором воспитываются наши дети, который сопровождает наши, так сказать, праздники, наши будни и всё то, что происходит с нами. На мой взгляд, вот этот музыкальный фон, та музыка, которую нам приходится (очень часто поневоле) слушать вокруг себя, она очень серьезно воздействует на формирование как раз и культурных кодов, на формирование самоидентичности и в целом даже, я бы сказал, на настроение. О чем я говорю? Включаем, так сказать, шкалу настройки радиостанций в автомобиле, где угодно. Музыкальные радиостанции практически все передают англоязычную, ну в основном, так сказать, поп-музыку. Если даже одна или две станции, на которых мы слышим русскоязычные там песни, то все равно это фактически тот же самый западный поп-стандарт, где даже по-русски пытаются петь так, будто они поют не по-русски. Одна какая-нибудь станция, которая передает классическую музыку, и больше вообще ровным счетом ничего. То есть даже, так сказать, признанная классика полностью вытеснена из оборота, из вот этой радиоротации, не говоря уже о музыке национальной, не говоря уже о той музыке, которая вообще веками формировала характер народов. Разных народов, не только русского, а любого вообще народа. И вот это на самом деле несет очень глубокую культурную нагрузку в истории и в культуре любого народа. Заходим мы в любой магазин, торговый центр или кафе – там звучит та же самая попсовая, штампованная англоязычная музыка.
Причем, меня удивляет то, что иногда даже заходишь в национальное как бы кафе, которое как бы кормит национальной пищей, но и там звучат абсолютно штампованные американские поп-мотивы. Включаем любую передачу по телевидению – по крайней мере в большинстве случаев это та же самая музыка или те же самые мотивы, которые ну так или иначе немного модернизированы. То есть, во-первых, а) национальная музыка вообще вытеснена абсолютно из звукового фона. Дети растут и формируются на фоне, в общем, не буду говорить плохой или хорошей, но часто довольно примитивной и главное, что абсолютно иноязычной, инокультурной музыкальной традиции, которая, к сожалению, еще ко всему прочему очень часто страдает или откровенной пошлостью, или, значит, невероятной агрессией. А все это, ведь на самом деле оно формирует и настроение человека, и способ его, так сказать, действий или способ мышления иногда, а также иногда, мне кажется, даже и политические ориентации.
Я понимаю, что здесь можно достаточно быстро перегнуть палку, но тем не менее, мне кажется, это достаточно важный фактор, на который просто-напросто никто не хочет обращать внимание, вроде как никому до этого и дела нет. Хотя мы очень много говорим там о необходимости поддержки национальной культуры, о патриотизме, об уважении к истории и так далее. Но уважение к истории без понимания значимости музыкальной составляющей, мне кажется, это во многом такая вещь ограниченная.
ШАХНАЗАРОВ: Сергей, ну я думаю, что эта тема, которую вы затрагиваете, она необыкновенно актуальна. Я абсолютно согласен с вами – вообще из нашей жизни музыка как часть национальной культуры, ну я бы сказал, полностью ушла. И, конечно, здесь вопрос перегнуть палку уже не стоит, здесь уже палка перегнута в другую сторону настолько, что ее надо хотя бы хоть как-то разгибать.
Слушайте в аудиофайле