Авторазборки Массовое ДТП на трассе М-5: был ли шанс предотвратить ЧП?
Персоны
ДТП на трассе М-5 в Челябинской области. К чему нужно быть готовым водителю, который может попасть в подобную ситуацию? Как действовать? Что такое отказ тормозов? Спасет ли ручник?
ЗЛОБИН: Приветствую всех, в студии Александр Злобин. Это большая автомобильная программа на радио "Вести ФМ". И, как всегда, обсуждаем главные автомобильные новости, явления, события – все то, что привлекло внимание многомиллионной армии автолюбителей. И вот мне хотелось бы обсудить ситуацию вокруг того видео, которое появилось в начале недели и которое наверняка посмотрели уже миллионы человек. Ну если вдруг не видели, посмотрите на нашем телеграм-канале "Вести FM+" и во многих других местах. Это довольно страшная по своему внешнему и вот по всему – последствиям – авария, которая произошла на трассе М5 в Челябинской области, около городка Юрюзань. Когда тяжелый КамАЗ-самосвал, судя по всему, потерял тормоза и въехал в целый ряд легковых автомобилей, которым некуда было деться, потому что там был очень узкий ремонтируемый мост. И вот из разговоров с коллегами, из разговоров с другими автомобилистами и из автомобильных форумов, очень многие люди как-то вот невольно представили себя на месте: а если у нас откажут вдруг тормоза, что и как нам делать? Есть определенные приемы, что делать, как-то попытаться спаси и себя, и окружающих, и, может быть, даже и свою машину. И об этом мы поговорим с нашим сегодняшним удаленным гостем, опытным человеком – это автомобильный журналист, эксперт, автоиспытатель и автогонщик, не побоюсь этого слова, Вячеслав Субботин. Вячеслав, приветствую вас на "удаленке" не в нашей студии.
СУББОТИН: Да, Саша, рад вас слышать. Хотелось бы и видеть.
ЗЛОБИН: Ну, я думаю, что скоро-скоро совсем, уже всё улучшают, и всё вернется в обычную нашу стандартную жизнь.
СУББОТИН: Да.
ЗЛОБИН: Ну, вот вы слышали то, что я рассказал. Конечно, вы видели тоже это страшное видео, меня оно просто поразило и всех, кто его видел, ну просто поразило. И вот многие себя представили в ситуации за рулем автомобиля, конечно, не грузовика, это особая ситуация, а обычный наш легковой автомобиль. И вдруг мы на каком-то моменте чувствуем, что отказывают тормоза. Кстати, вот чтобы сразу разобраться, что такое отказ тормозов? Это когда проваливается, мы пытаемся тормозить, а педаль тормоза легко и непринужденно проваливается, при этом с машиной ничего не происходит, или что-то другое?
СУББОТИН: Ну, именно так, Саша. Отказ тормозов – ты нажимаешь на педаль, а машина не тормозит, не останавливается, не замедляется, ну как ехала, так и едет.
ЗЛОБИН: Понятно, понятно. Вот что в этом случае делать? Вот в бурных обсуждениях на автомобильных форумах говорили, что первый пункт – это попробовать тормозить двигателем. Это действительно так, и насколько это эффективно? И можно ли тормозить двигателем, если у тебя автоматическая коробка?
СУББОТИН: Саша, это, конечно, хорошо рассуждать на форумах. Я их почитал, посмотрел эту аварию – страшная картина, просто страшная! Так жалко всех тех, кто погибли, тех, кого замяли, ну просто ужасно. И здорово рассуждать, конечно: вдруг отказали тормоза, и ты начинаешь тормозить двигателем… Ребята, на это нужно время, чтобы сообразить, что делать. Если ты ни разу это не делал (а ты это не делал, потому что у людей не отказывают тормоза).
ЗЛОБИН: И слава богу, и слава богу!
СУББОТИН: Да, да, и не так часто они отказывают. И в этой ситуации что-то сделать – это очень сложно. Потому что я проводил такой эксперимент: прям натурально перерезали тормозные шланги, что называется, откручивали, не перерезали, а откручивали, и я ехал на "Волге" без тормозов. И вот мне давали задание: разными способами, Слава, останавливайся. И вот ты идешь на спуск, ты идешь на горную дорогу заезжаешь, это все было на полигоне в Дмитрове, все условия движений: спуск, горная дорога, резкие повороты – ну чего там только не было, и тормозишь всевозможными способами.
ЗЛОБИН: Без тормозов?
СУББОТИН: И без тормозов. И там была ручная коробка на "Волге". И самое эффективное оказалось, конечно, тормозить мотором. Это наиболее эффективно.
ЗЛОБИН: А как вот это делается? Нажимаем сцепление и переводим рычаг переключения скоростей на более низкую передачу, правильно я понимаю?
СУББОТИН: Именно так. И не просто переводим – удар! Саша, это очень важно, это время.
ЗЛОБИН: Ударом?
СУББОТИН: Да, ударом. Ты бьешь по педали сцепления и ударом вгоняешь низшую передачу...
Слушайте в аудиофайле!