Барочная практика Христос – отрада, смерть – награда. Кантаты Баха на 16-е воскресение по Троице

27 сентября 2020, 00:10

В этом году 27 сентября по лютеранскому церковному календарю – 16-е воскресение по Троице. Бах в разные годы создал 4 кантаты на этот день. И все они (BWV 161, 95, 8 и 27) посвящены смерти, пристально изученной с разных углов зрения.
161-я кантата, самая ранняя из четырёх, написанная ещё в Веймаре в 1715 году, представляет собой утешительную песнь человеку, расстающемуся с жизнью. Первый же её номер, ария альта, изображает своего рода страсть к смерти, настаивая на сладости момента, для чего использован образ мёда в пасти льва из эпизода о Самсоне в ветхозаветной Книге Судей Израилевых.
В 4-м номере 95-й кантаты траурная песнь уже сотворена (о чём поведано в предыдущем речитативе), и тенору невмоготу ждать погребального набата.
Во вступительном хоре (хорале) кантаты BWV 8 Бах удивительным образом передаёт процесс пожирания жизни временем, словно музыкально озвучивая пушкинские строки "каждый час уносит частицу бытия". Но томительное ожидание смерти пока не сладостно (к этому Бах конечно приведёт в финале), а скорее тревожно. В следующей арии тенора как раз и показан этот ветхозаветный, естественный человеческий страх.
Вступительный речитатив четырёх солистов с хоралом из 27-й кантаты "Кто знает, ах! Как близок мой конец" – апофеоз беспомощности человека перед лицом смерти. Но только до тех пор, пока "ужаснувшаяся" Душа не обвенчается с Христом, а это уже отдельная большая тема, раскрытая в многочисленных их диалогах в других кантатах.

­Запись эфира "Радио России"

Барочная практика. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Барочная практика

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация