Авторские материалы Уорхол или не Уорхол? Выставка родоначальника поп-арта в Москве вызвала споры

30 сентября 2020, 14:49

Персоны

В Москве поспорили из-за работ Энди Уорхола – якобы многие выставленные в здании Новой Третьяковки произведения не имеют отношения к художнику. Искусствоведы считают, что в случае с Уорхолом сложно говорить о вопросах подлинности – он использовал технику шелкографии, которая позволяет тиражировать произведения в неограниченном количестве. Некоторые работы Уорхола имели сотни копий, поэтому картин с сомнительной историей на выставке быть не может. Что смутило онлайн-искусствоведов, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Екатерина Косинец.

Всё, что нужно знать о Уорхоле, представлено на выставке в Новой Третьяковке на Крымском валу. Здесь и "портфолио Мэрилин", и "многократный Мао", банка супа Campbell и жёлтый банан. Воссоздана даже инсталляция «Серебряные облака» из серебристых воздушных шаров-прямоугольников. Представлены оригиналы журналов Harper's Bazaar с его иллюстрациями 50-х годов.

Посетители, кажется, уже подогреты скандалом и внимательно пытаются разглядеть какие-то детали на изображениях. Уорхол или не Уорхол? Некоторые Telegram-каналы, которые специализируются на критике современного шоу-бизнеса, объявили выставку фейком. Мол, настоящего Уорхола не привезти. Сомневаются, что представленные работы действительно принадлежат родоначальнику поп-арта.

На подписях к картинам и правда не указано авторство (ну, можно предположить, что раз выставка Энди Уорхола, то с этим всё понятно и писать лишний раз об этом не требуется). Но нет также никаких указаний на то, откуда эти работы были привезены – из каких музеев и коллекций.

Продюсер выставки Александр Начкебия утверждает, что все работы – руки Уорхола. Говорит, что без подтверждения подлинности их не разрешили бы ввезти в страну.

НАЧКЕБИЯ: У Уорхола, как и у любого художника, есть каталог-резоне. То есть это список произведений, которые признаны его работами. Соответственно, всё, что вы видите здесь, входит в каталог-резоне. Когда мы ввозим нашу коллекцию в Россию, мы, естественно, указываем номера по каталогу-резоне. И это является доказательством того, что то, что мы ввозим на территорию Российской Федерации и выставляем, является культурной ценностью.

Выставку собирали в самое трудное время, при закрытых границах и в непростой экономической ситуации. Открытие планировалось в апреле, но его пришлось отложить на несколько месяцев. Только опыт куратора выставки Джанни Меркурио помог организовать и всё-таки показать экспозицию для москвичей, продолжает продюсер Александр Начкебия.

НАЧКЕБИЯ: Вообще, собрать такую коллекцию сложно даже в простых условиях. В тех условиях, в которых мы вынуждены были работать, было ещё сложнее, это понятно. Была проведена колоссальная работа. И что касается каких-то комментариев, наш куратор, его авторитет, его знание предмета, знание Уорхола и то, что он провёл более 20 выставок, и то, что он является известным куратором, который в том числе работал и в Третьяковской галерее над выставкой Кирико, мне кажется, что это само за себя говорит, никаких комментариев, мне кажется, не нужно.

А вот пресс-служба самой Третьяковки поспешила уточнить, что выставка только расположена в здании галереи. К её содержанию администрация музея никакого отношения не имеет, соответственно, и за подлинность работ не отвечает.

Хотя что значит «подлинность»? Мастер принципиально работал в технике шелкографии – это трафаретная печать. Краска наносится через очень мелкую сетку. Патент этого процесса назывался silk screen printing – отсюда и название. На него работала целая фабрика. И основная цель такого подхода – сделать искусство массовым, доступным. Как бутылку "Кока-колы". Или, скорее, как её вкус, который остаётся одинаковым и для бродяги, и для английской королевы (это – сравнение самого Энди Уорхола).

Доцент кафедры современного искусства Российского государственного гуманитарного университета Кирилл Алексеев поясняет, что сам художник изначально снимает вопрос подлинников и копий: ему важна яркая форма здесь и сейчас.

АЛЕКСЕЕВ: Это автор, который в основу своего творчества ставил массовость. То есть он старался, чтобы его произведения искусства были максимально распространены. Чтобы стиль его был максимально доступен каждому. Отсюда – яркие цвета. Большинство вещей, которые делает Энди Уорхол, это шелкография – технология, предполагающая тираж. И вот в тиражности как раз Энди Уорхол и находил качество произведения. То есть он говорил, что произведение искусства должно быть в каждой витрине. Произведение искусства должно быть доступным для понимания как в витрине магазина, так и на выставке, в музее.

Свои работы Уорхол продавал за 100 долларов, а сейчас их цена начинается от 20 – 30 миллионов долларов. И это тоже вопрос, которым задаются недоверчивые Telegram-авторы: какой должна быть сумма страховки коллекции, чтобы привезти сразу 200 работ? Да ещё и в период пандемии?

Что касается подлинности – это всегда вопрос сложный, запутанный. И вообще, само определение «авторство» – вещь сомнительная, когда речь идёт об Энди Уорхоле. Например, одна из известнейших работ – знаменитое изображение Че Гевары, которое сейчас тиражируется на футболках по всему миру, ему на самом деле не принадлежит. Его компаньон Джерард Маланга изобразил команданте, подражая стилю Уорхола, и рассчитывал получить хорошую прибыль, выдав портрет за работу мастера. Аферу раскрыли, и Маланга уже должен был отправиться в тюрьму. Уорхол его спас – он признал работу своей. Правда, и гонорар оставил себе. Ну, раз уж он – автор.

А вот серия изображений Мао вызвала у онлайн-культурологов больше всего сомнений. Опубликовав лицо вождя, раскрашенное в жёлто-фиолетовых тонах, они написали, что такой расцветки у Уорхола не было.

На самом же деле таких портретов вообще было напечатано более 300. И нужно быть очень хорошим знатоком поп-арта, чтобы помнить наизусть все цветовые сочетания.

Уорхола и самого называли то гением, то великим аферистом. Потому что, конечно, это было дерзостью и казалось совершенно немыслимым – показать банку супа и выдать за искусство. Это то, что мог сделать каждый, но сделал только он. И аудитория поверила и увидела художественный замысел в простой жестянке.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация