Авторские материалы Агрегаторов хотят заставить нести ответственность за пассажиров
Персоны
Пассажирам такси доплатят за травмы. Крупнейшие агрегаторы готовы страховать клиентов на случай аварии. Они предложили свои правки в будущий закон о коммерческих перевозках. Максимальная выплата составит 2 миллиона рублей – при условии, что у водителя нет денег на компенсацию лечения. Обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов разбирался, кто сегодня оплачивает ущерб пассажирам и что меняет предложение агрегаторов.
Первое, что нужно помнить, вызывая такси, – в случае аварии судиться придётся с таксистом. По закону фактические владельцы «машин с шашечками» не обязаны отдельно страховать перевозки. В случае ДТП пострадавший пассажир может рассчитывать на выплаты по ОСАГО – при условии, что у водителя есть такая страховка. Есть другой плохо работающий вариант, напоминает активистка «Общества синих ведёрок» Елена Гращенкова. Можно подать иск в суд от лица потребителя за ненадлежащее оказание услуг.
ГРАЩЕНКОВА: Та сторона, которая признана виновной за ДТП или происшествие в легковом такси, несёт перед пассажиром ответственность по закону о защите прав потребителей, что недавно подтвердил Верховный суд, и по Гражданскому кодексу. В этом случае та компания, по вине которой он попал в происшествие, обязана тяжело пострадавшего гражданина содержать пожизненно.
На практике что-либо взыскать с водителя-мигранта невозможно, говорят адвокаты. А когда люди требуют деньги с сервисов заказа такси, те объявляют себя всего лишь посредниками между таксистами и клиентами и уходят от выплат, говорит автоюрист Сергей Радько.
РАДЬКО: Из обстоятельств заключения договора перевозки должно определенно следовать, что добросовестный потребитель думал, что он заключал его именно с тем агрегатором, который предоставляет ему автомобиль через заказ. Здесь – ключевая проблема. Все агрегаторы переработали свои приложения. И четко указывают, что перевозчиком является такой-то водитель.
То, что клиенты такси никак не защищены от рисков, обнаружилось несколько лет назад, когда сервисы-агрегаторы вытеснили классические таксопарки. Череда громких аварий показала: нередко заказы берут таксисты с «левыми» правами и без полиса. Пассажиры недоумевают: они вызывают машину через официальное приложение. Приезжает автомобиль, обклеенный логотипом сервиса. Но за разбитый нос или испорченные в аварии вещи никто не отвечает. Крупные агрегаторы такси напоминают, что деньги за поездку получает водитель. А они сами давно страхуют клиентов от несчастных случаев и в случае ДТП помогут со страховой выплатой.
Пока это – добровольная инициатива, так как об агрегаторах такси нет ни слова в законе об ОСАГО, ведь его принимали до того, как к нам пришёл этот сервис. Законодатели хотят, чтобы агрегаторы без всяких оговорок отвечали за жизнь и здоровье своих клиентов. Сейчас обсуждают несколько вариантов, как это сделать. Самый жёсткий – установить для них солидарную ответственность за ДТП. Это означает, что пострадавший пассажир не будет тратить время на разбирательства с перевозчиком, а сразу вчинит иск службе заказа такси.
Агрегаторов это не устраивает, и они предложили свой вариант: сделать страхование ответственности обязательным для перевозчиков. Сервисы готовы выплачивать до 2 миллионов рублей каждому пострадавшему через страховые компании. Такая щедрость объясняется просто. Агрегаторы такси предлагают ввести субсидиарную ответственность. Это значит, что после аварии, в которой будут получены травмы, несколько лет уйдёт на разбирательства с таксистом и лишь потом можно требовать выплат у службы заказа. По мнению Елены Гращенковой, тем самым агрегаторы хотят законодательно зафиксировать свой статус посредников.
ГРАЩЕНКОВА: Это не щедрый подарок, а лукавство, потому что по текущему законодательству у нас не существует никаких ограничений по денежным суммам, которые причитаются пострадавшим гражданам. Именно поэтому агрегаторы запустили «утку», что они готовы, так уж и быть, до 2 миллионов что-то компенсировать. Они, наоборот, этой суммой хотят ограничить свою ответственность, чтобы не попасть под эти статьи законов.
Обязательная страховка пассажиров такси стоит денег. По расчётам самих компаний, каждая поездка подорожает в среднем на 12 – 15 рублей. Для крупных городов вроде бы мало, но во многих регионах чек подскочит сразу на 10%. При этом нет гарантии того, что в случае аварии пострадавший сразу получит компенсацию.