Авторские материалы План по усыновлению: на Урале школы приёмных родителей грозят признать неэффективными
Персоны
На Урале разгорелся скандал вокруг так называемых школ приемных родителей. Власти обязывают прошедших такие курсы людей усыновлять детей. Эксперты называют это требование безумным: далеко не все, пройдя обучение, готовы взять ребенка в семью. Корреспондент «Вестей ФМ» в Екатеринбурге Оксана Избышева разбиралась в ситуации.
75% выпускников школ приемных родителей должны взять детей на воспитание в семью. Иначе, как следует из инициативы чиновников Министерства социальной политики Свердловской области, работа школы не может считаться эффективной. Руководители подобных курсов с таким подходом категорически не согласны. Светлана Блинова возглавляет одну из старейших школ приемных родителей в Екатеринбурге. За последние 9 лет – а обязательным обучение для желающих взять ребенка в семью стало в 2011 – ее курсы прошли 465 человек, 169 из них стали родителями, то есть 36% слушателей. По мнению Светланы Блиновой, ставить планы перед школами неправильно – это заставит гнаться за показателями. Уговорить человека взять ребенка на воспитание можно, но не все из тех, кто приходят в школы приемных родителей, действительно готовы стать родителями.
БЛИНОВА: Иногда приходят кандидаты, которые считают, что приемный ребенок сможет заменить им умершего. Бывают семьи, которые считают, что они несчастны только потому, что у них нет детей. Когда приемный ребенок рассматривается только как инструмент решения проблемы, то это, скорее всего, не сработает. Это может привести к тому, что ребенок может остаться в этой семье, но он сформируется по невротическому типу, например, потому что он будет “обслуживать” родительский комплекс. Либо это может привести к возврату ребёнка, и это довольно распространенная проблема, с которой сталкивается Министерство социальной политики.
Светлану Блинову поддерживают и руководители других школ приемных родителей. Их возмущения, высказанные в Интернете, по поводу стандарта качества подготовки кандидатов в приемные родители кажутся логичными многим. В комментариях пользователи пишут, что задача таких школ не только рассказать о тонкостях законодательства, но и разобраться, а действительно ли семья готова принять на воспитание чужого ребенка. И какие же в таком тонком деле могут быть стандарты? Начальник отдела опеки и попечительства Министерства социальной политики Свердловской области Ирина Маевская на это отвечает: есть стандарты качества обучения и лечения, так почему не может быть стандартов подготовки будущих приемных родителей? И цифра 75% тоже взята не с потолка – это средний показатель в Свердловской области по итогам многолетней статистики.
МАЕВСКАЯ: Почему за это зацепились, мне интересно… Остальные критерии кто-то читал в этом стандарте? Вы посмотрите, насколько они “широкие”! Ведь они самые главные вопросы затрагивают, например недопущение отмены решений, то есть отказов от детей. Почему на это никто не смотрит? Мы сегодня мониторим, у нас есть рейтинги, мы оцениваем работу наших школ, исходя именно из этих показателей – сколько у нас граждан, которые прошли обучение в той или иной школе, отказались впоследствии от детей или, не дай бог, к ним плохо относились, нарушили их права. И мы как контролирующий орган свою проверку начинаем с того, кто готовил семью, как проходила подготовка.
Впрочем, министерство готово и вовсе отказаться от этого пункта, если он кажется спорным. В ведомстве повторяют, что это – всего лишь проект стандарта, и ждут замечаний и предложений от общественных организаций. Но пока школы приемных родителей свое мнение высказывают только в Интернете – ни одного предложения или замечания чиновники не получили.