Авторские материалы Телемедицина: суррогат или помощник?
Персоны
В медстраховках могут появиться услуги телемедицины. Сейчас онлайн-сервисы не входят в стандарты клинических рекомендаций и оказания медпомощи. Потому пациенты, которые вынуждены обращаться к докторам через Сеть, не могут добиться оплаты этих услуг. Кому и когда показана телемедицина и нет ли в ней угрозы качеству лечения, разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.
«Добрый день, доктор, вы меня хорошо видите и слышите? Экран передает мое состояние?». Типичные вопросы для телемедицины. Фраза «надо показаться врачу» в эпоху цифровизации обретает новый смысл.
Резкий скачок спроса на такие услуги дала пандемия коронавируса. Желающих попасть на телеприем к доктору с марта по ноябрь стало больше в 10 раз. И это объяснимо. Люди не могут пойти на личный прием к доктору в поликлинику, а вопросов у них – немало, говорит врач-психоневролог Вадим Хайкин. Телемедицина выручает.
ХАЙКИН: Пациент находится дома с коронавирусом, получил рекомендации от врача, который пришел к нему на дом, но у него постоянно возникают вопросы. Во-первых, коронавирус мало изучен, а во-вторых, пациент не может получить ответ на свой вопрос. Понятно, что ему периодически нужно с врачом консультироваться. Вот в этом случае телемедицина незаменима.
Но, как указывают специалисты, это не отменяет первичного очного приема или экстренной помощи. Диагноз «пневмония» поставить заочно нельзя. Телемедицина должна быть лишь вспомогательным инструментом. Нельзя ею подменять медицину, говорит член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко. Иначе эти услуги пойдут во вред пациенту.
СТАРЧЕНКО: Они суррогатны, они не имеют потребительной ценности с точки зрения постановки диагноза, выявления определенных объективных признаков течения заболевания, а основываются лишь на субъективном анализе самим пациентом своих жалоб и самочувствия. Врач лишен возможности объективного контроля. Следовательно, выводы могут быть сомнительными и опасными для пациента.
Безусловно, любую хорошую идею можно дискредитировать, доведя до абсурда. Телемедицинские услуги – это прежде всего общение двух врачей, один из которых находится рядом с больным, а другой консультирует дистанционно. Это – основа телемедицины, поясняет профессор кафедры неврологии Самарского госуниверситета, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Ян Власов.
ВЛАСОВ: Это – полноценный вид медпомощи. Это не врач – пациент – Skype, нет. На стороне пациента находится врач-оператор, специалист с дипломом. Телемедицина возникает тогда, когда нужны какие-то узкие специалисты, которых нет в деревне, например, или в маленьком городе, или случай сложный. Вот о какой телемедицине идет речь.
Возникает закономерный вопрос: а как будет оплачиваться такая онлайн-помощь? Сейчас это берет на себя пациент. Хотя у некоторых страховых компаний уже есть тарифы на этот вид помощи. И если консультация оказывается, ее оплачивают. Но ОМС этого вида услуг не предполагает. Пока! Это может измениться уже в будущем году. Разрабатываются рекомендации по применению цифровой медицины. В марте документ поступит в Минздрав. И если все будет одобрено, уже в следующем году IT-технологии войдут в стандарты лечения. И при наличии клинических рекомендаций врачебные онлайн-услуги можно будет оплачивать по тарифам ОМС. Главное – все правильно прописать, говорит Ян Власов.
ВЛАСОВ: Всё зависит от того, как написан закон. Вот поэтому надо участвовать в разработке этого закона. И всё, что будет идти во вред пациенту, будет пресекаться. По крайней мере будем с этим активно работать.
Разработчики подчеркивают: телемедицина – не панацея. Она – всего лишь дополнительный инструмент. Но очень важный. Сегодняшние вызовы – тому доказательства. Пандемия, при которой треть врачей брошены на лечение COVID-19, показала: нужны новые подходы и ресурсы. Онлайн-площадки – это тоже шанс для пациентов в случае, когда офлайн-услуга невозможна.