Авторские материалы «Больничный как будем оформлять – на бумаге или в электронном виде?»
Персоны
Пандемия ускорила переход на электронные больничные. С 14 декабря вводятся новые правила оформления листков нетрудоспособности. Самая обсуждаемая новация – возможность оформлять их удаленно. Например, при оказании помощи с применением телемедицины. Многие эксперты сочли это решение преждевременным. Они указывают на то, что врач не может, не обследуя пациента лично, решать вопрос о его нетрудоспособности. О плюсах и минусах электронных больничных нового образца – корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.
«Больничный как будем оформлять – на бумаге или в электронном виде?»: врач теперь обязан среди прочего задать и этот вопрос пациенту на приеме. Обычный бумажный вариант никто не отменял. И если пациент хочет получить больничный что называется на руки, он это может сделать. Более того, есть поликлиники и больницы, не подключённые к единой электронной системе. Там будут какое-то время "ходить" только бумажные листки нетрудоспособности. Переход будет постепенным, рассказывает врач-терапевт Людмила Лапа.
ЛАПА: Где внедрены электронные карты – там будут "ходить", конечно же, электронные больничные, они сразу попадают в ФСС и тут же выплачиваются деньги, практически минуя руководителей предприятий. А копия больничного листа выдается пациенту, если она требуется на работе. Хотя все это есть в электронном кабинете пациента, и он всегда может сделать дубликат и показать своему руководителю. Будет тройной контроль – и со стороны руководителя, и со стороны медучреждения, и со стороны ФСС.
Для оформления нужны и паспорт, и СНИЛС. Даже если работодателей – несколько, работнику выдадут один электронный больничный, просто он каждому из них должен будет сообщить номер документа. В одном экземпляре электронный больничный оформят и на всех детей, за которыми ухаживал дома родитель. В нем отдельной строкой на каждого ребенка будет указан код причины нетрудоспособности.
В условиях пандемии электронные больничные – находка, говорят врачи. Доктору и пациенту не нужно постоянно встречаться, чтобы продлевать листок нетрудоспособности. Это снижает риски заражения врача и экономит его время. На помощь в этом случае может прийти телемедицина. Однако этот момент оказался самым спорным. Один из главных вопросов: как врач сможет оценить истинное состояние пациента, не видя его воочию? Ведь телемедицина – это заочная консультация врача. Такое допустимо в некритичной ситуации, когда пациенту лучше воздержаться от встречи. Но для открытия больничного обязательно нужен первичный очный прием и осмотр, говорит глава ассоциации «Национальная база медицинских знаний», руководитель Центра цифровой медицины Борис Зингерман.
ЗИНГЕРМАН: Телемедицина сегодня по закону не позволяет поставить диагноз, даже предварительный, на первичном телемедицинском осмотре. Поэтому без очного визита даже поставить диагноз невозможно. Так что дистанционное открытие больничного мне представляется маловероятным. Но вот дистанционное продление и, возможно, закрытие при определенных ситуациях будет возможно и достаточно удобно для всех.
Но даже в этом случае должно быть выполнено еще одно важное условие – поликлиника должна быть подключена к системе телемедицинских технологий. Сейчас это есть далеко не везде, говорит сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, профессор кафедры неврологии Самарского госмедуниверситета Ян Власов.
ВЛАСОВ: Сегодня еще не все подключены к телемедицинским возможностям. Скорее, врач может являться оператором при организации телеконсультаций. Но чтобы он мог коммуницировать с пациентом, я думаю, это – на далекую перспективу.
Впрочем, есть однозначные ситуации, когда электронный больничный удобен всем. Например, пациентам дневных стационаров дадут документ при выписке сразу за весь период лечения. Электронный лист нетрудоспособности дистанционно смогут оформить и родители детей в возрасте до 7 лет, в случае если детсад закрылся на карантин.