Авторские материалы Непогода спишет штрафы?
Персоны
ГИБДД пообещала не штрафовать водителей за пересечение покрытой грязью разметки. Но только в том случае, если она не продублирована знаками. Если запрещающие знаки есть, то оспорить штраф вряд ли удастся. Что делать, если автомобилист не разглядел под слоем снега разметку и за это был наказан, разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Метель. На дорогах – дециметровая снежно-грязевая каша. Не видно никакой разметки. Автомобилисты путаются и нарушают. И только дорожные камеры бдят. Бездушные роботы. Их электронному мозгу абсолютно всё равно. Запрограммированы реагировать – они и реагируют на любое нарушение. А пурга или нет – камерам неважно. Это уже потом живой инспектор рассмотрит автоматический снимок и решит, достоин водитель наказания или нет.
Но инспекторов – мало, а поток нарушений – огромен. Потому на доскональное изучение каждого снимка времени нет. И вот уже автовладельцам летят «письма счастья»: выехали на сплошную и выделенку, встали у края дороги, там, где стоять нельзя. А водители просто не видели разметку из-за снежных заносов. Теперь ГИБДД вроде бы неофициально пообещала за такие нарушения не штрафовать. Но ключевая фраза здесь – "если нет запрещающего знака". Если же он присутствует, то наказание обязательно будет. Потому что знак, согласно ПДД, – важнее. Примеры нештрафуемых нарушений привел автоюрист Сергей Радько.
РАДЬКО: Например, когда мы перестраиваемся либо для поворота, либо для разворота, в том числе на новых развязках. И там очень много камер висит на этих местах, где мы перестраиваемся, нарушаем требования разметки. Не везде есть дублирующие знаки, обозначающие направление движения по полосам. И чтобы попасть на какую-то развязку, действительно приходится перестраиваться. И иногда это делается через сплошную линию разметки. Там штраф небольшой – 500 рублей. Тем не менее формально это – нарушение, и камеры это видят. Наверное, в данном случае водителя наказывать не следует.
И даже в обычные дни грубые нарушения, такие как разворот через двойную сплошную, непогода может списать и отменить. Потому что не будет доказательств самого нарушения, полагает автоюрист Дмитрий Славнов.
СЛАВНОВ: Если кто-то из автовладельцев развернулся через 2 сплошные полосы, но их не было видно, то умысла при нарушении здесь не было. Если есть дорожная камера, которая выписала штраф за пересечение сплошной линии, нарушение линии, знаков и разметки, и придёт штраф, то всё зависит от того, какая фотография будет – видно ли разметку или она (камера) работает в других алгоритмах: может, там у нее где-то виртуальная разметка есть. Всё можно обжаловать. Поэтому если вы не видите разметку, а штраф вам пришел, соответственно, обжалуйте, умысла на нарушение у вас нет.
Ладно автоматические камеры. Но столичные автомобилисты заметили очень активных в метель эвакуаторщиков. Их любимое нарушение – парковка в запретной зоне. Знак, может быть, и есть. Но метрах так в 300. А дальше этот запрет дублирует желтая полоса. Её вообще не видно. Ибо она идет вдоль бордюра, а именно возле него как раз – основная масса снега. По идее, автомобилиста, вставшего там, нужно простить. Но нет. Знак – хоть и далеко, но есть; значит – виноват, констатирует Сергей Радько.
РАДЬКО: Знак формально действует на всём протяжении этой улицы. И то, что он хорошо виден, означает, что он должен быть соблюдён. То есть разметка всего лишь дублирует и лишний раз нам напоминает об этом. Поэтому в этой ситуации я всем советую быть более внимательными и при въезде на ту или иную улицу, где планируете припарковаться, внимательно смотреть на знаки, на расстояния до них, на зону их действия, чтобы не оказаться в этой "ловушке" – в зоне разметки, запрещающей остановку или стоянку.
Еще вариант – на остановках общественного транспорта. Запрещающего парковку знака там нет, но обязательно есть знак «Остановка общественного транспорта», а также желтый зигзаг, очень длинный, но тоже засыпанный снегом. Автомобилист в принципе знает, что на автобусных остановках парковаться нельзя. И встаёт чуть поодаль. Но оказывается, что он всё равно в "запретной зоне". Житейская логика подсказывает: надо возить с собой лопату. И при каждой остановке – раскапывать место, где стоишь. Но лучше обладать хорошим глазомером. И при "невидимой" разметке отсчитывать 15 метров от знака, говорит руководитель юридического отдела Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов.
АХМЕТЖАНОВ: Если сама разметка заснежена, то вот эта 15-метровая зона – либо в одну, либо в другую сторону, в которой запрещено стоять возле автобусной остановки, в общей сложности – 30 метров, – должна быть "прикреплена" вот к этому дорожному знаку. Это не то что табличка, где указано, какой автобус куда едет, а вот именно дорожный знак, подтверждающий, что здесь – остановка маршрутно-транспортного средства либо автомобилей такси.
Если же уже оштрафовали, то специалисты советуют заплатить штраф. А дальше – обжаловать. Если надо – в суде. Доказательством будет сам протокол, где на фотографии видно, что разметки нет или ее замело. Желательно иметь видео с собственного регистратора. Можно еще добавить справку из Гидрометцентра о пурге в этот день и свидетельские показания других водителей.