Авторские материалы Частный сыск довёл до суда
Персоны
В Новосибирске будут судить частных детективов и двух сотрудников салона связи – за нарушение тайны телефонных переговоров. Подозреваемые незаконно получили детализацию звонков, после того как директор одного предприятий обратилась за помощью. Женщина заподозрила, что кто-то из сотрудников передает конкурентам данные о клиентах. Частная детективная деятельность в России не запрещена, но существенно ограничена законом. В чем заключаются нарушения, выяснил корреспондент «Вестей ФМ» Александр Санжиев.
Хотели заработать частным сыском, но теперь могут отправиться мести улицы. Новосибирские следователи привлекли к ответственности детективов и их двух так называемых помощников. 4 человека по просьбе бизнесвумен хотели разоблачить сотрудницу частной компании, которая якобы передала конкурентам сведения о клиентах. Проверить, так ли это, пытались при помощи детализации звонков, рассказала представитель СКР по Новосибирской области Анастасия Кулешова.
КУЛЕШОВА: Полученные сведения обвиняемые за денежное вознаграждение отправляли на адрес электронной почты заказчика. Фигурантам предъявлено обвинение по факту получения детализации 11 абонентов. Уголовное дело было возбуждено по материалам оперативно-розыскной деятельности УФСБ России по Новосибирской области.
Имена всех фигурантов этой истории в интересах следствия держат в тайне. Зато известно, что за информацию об одном телефонном соединении заказчица платила по 500 рублей. Всего за частный сыск директор фирмы заплатила 30 тысяч рублей. Женщина проходит по делу как свидетель. Она объяснила, что не знала, каким способом ей будут добывать информацию. Сыщики уверены, что сами детективы знали, что их методы – противозаконны. По словам экспертов, российское законодательство гарантирует право на тайну переписки и телефонных разговоров за исключением случаев, если человека подозревают в совершении или подготовке преступления. Но на так называемую прослушку оперативникам необходимо получить разрешение суда. А детективам – разрешение у самого человека на сбор информации о нем, объясняет бывший сотрудник отдела по борьбе с оргпреступностью Управления ФСБ по Москве и Московской области Александр Беляев.
БЕЛЯЕВ: С их стороны были осуществлены действия, которые прямо противоречат закону о частной детективной деятельности и нарушают правила об оперативно-розыскной деятельности. Единственное, что может сделать частный детектив, так это обратиться к лицам, которых подозревают, и в письменной форме спросить у них, получали ли они соединения с конкурентами фирмы, получали ли они от них какую-то коммерческую информацию, в том числе значимую.
Но на практике все выглядит иначе. Мы провели свой журналистский эксперимент: прозвонили в первое попавшееся детективное агентство. Там обещают и "наружку", и "прослушку", и, если потребуется, записи из переговорных конкурентов или снимки жены в объятиях любовника.
КОРР.: Здравствуйте. Это детективное агентство?
ДЕТЕКТИВ: Все верно.
КОРР.: Мне нужна ваша помощь. Есть подозрения, что супруга изменяет. Вы могли бы, так сказать, вывести ее на чистую воду?
ДЕТЕКТИВ: Смотрите, у нас два вида наблюдения. Один – это когда с ней постоянно будет находиться "экипаж": ездить, фотографировать и так далее. И это стоит 3 тысячи в час. Мы делаем фото, мы можем понаблюдать за человеком, пройтись, посмотреть, к кому в машину он садится, идентифицировать его личность.
В Следственном комитете говорят: дел из-за вторжения в личную жизнь заводят не так много, однако они все же есть. Так, в Перми осудили 26-летнего сотрудника сотовой компании, который за деньги передавал информацию об абонентах. За это он получил 320 часов обязательных работ.
Похожий случай произошёл и в Череповце. 24-летний менеджер салона сотовой связи «сливал» некоему заказчику информацию о вызовах за 2 тысячи рублей. Неладное заметила одна из клиенток, после того как с ее счета списали плату – за детализацию соединений, которую она не запрашивала. Женщина обратилась в правоохранительные органы. Торговца данными быстро вычислили и задержали. Мужчина во всем сознался. Суд его приговорил к 3 годам условного срока.
Что касается 4 человек из Новосибирска, которые незаконно собирали данные, то они пока лишь дожидаются суда. Если они будут признаны виновными, то им может грозить наказание в виде штрафа, обязательных или исправительных работ.