Нацвопрос Национальная историография. Пример России и Казахстана
Персоны
Российские ученые не исключали и не исключают народы экс-СССР из призмы своего внимания, в то время как представители научной среды Казахстана, что объяснимо, сосредоточились на истории своей нации. Однако это не мешает активному сотрудничеству между российскими и казахстанскими учеными. Плоды, настоящее и будущее такого союза.
САФАРОВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Сегодня, как всегда по субботам, в эфире "Вести ФМ" программа "Нацвопрос". В студии Марат Сафаров. Сегодня мы будем обсуждать историческое образование и вообще состояние исторической науки у наших соседей – в Казахстане. Будем говорить о гуманитарном сотрудничестве между российскими учеными и их коллегами из Казахстана. Общение это плотное, сотрудничество это историческое, как это не тавтологично прозвучит, поскольку в общей стране, в большой стране контакты эти были уже налажены, и сейчас уже в независимых государствах эти связи и эта дружба продолжается. И я думаю, что наш выбор сегодняшнего гостя, нашего эксперта (пусть и по "удаленке" мы будем общаться, как это в последнее время принято, но будем надеяться, что и в студии скоро встретим нашу сегодняшнюю гостью и поговорим в студийном формате), но тем не менее уже начнем сегодня эту беседу с гостем, который занимается проблематикой российско-казахстанских отношений, историей Казахстана профессионально, в течение многих лет, являясь ведущим экспертом, ведущим исследователем этих тем в нашей стране, это Дина Ахметжановна Аманжолова – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории Российской Академии наук. И еще об оной ипостаси деятельности Дины Ахметжановны мы поговорим особо. Дина Ахметжановна, мы приветствуем вас на "Вести ФМ".
АМАНЖОЛОВА: Здравствуйте.
САФАРОВ: Вот эта тематика, эти связи, которые касаются и многовековых сюжетов, отдаленных от 20-го века, и в особенности 20-го века, создание, складывание современного Казахстана, насколько российские ученые принимают участие в обсуждении, в изучении этих проблем? Или это внутренняя казахская история, их историография, их нацвопрос?
АМАНЖОЛОВА: Да, конечно, после распада Советского Союза изменились такие направления исследований и интересы, которые связаны с тем, что все-таки создание новых государств потребовало создания и национальных историографий. И поэтому гораздо больше сосредоточены были историки каждой новой страны на своей собственной истории. Российские же ученые, конечно, никогда не исключали и не исключают народы бывшей Российской империи и Советского Союза, и нынешние новые государства из сферы своего внимания. И поэтому наши этнографы очень активно занимаются изучением культуры и традиций казахского народа – и казахов, живущих в России, и казахов в Казахстане и в других странах. И российские историки, которые создают труды, связанные с межэтническими отношениями, с разными периодами нашей совместной истории, безусловно, пишут и исследуют историю казахского народа, историю Казахстана в эти предпериоды, предшествующие современности.
САФАРОВ: Как вы думаете, Дина Ахметжановна, вот с чем связано такое понимание нас и наших казахских партнеров, казахстанских партнеров? Потому что мы разговариваем на одном языке, в том числе и научном, не изолируемся друг от друга? К сожалению, обратных примеров на постсоветском пространстве очень много, и они сплошь и рядом, и изоляция ощущается. Хотя, может быть, протокольные встречи и выглядят теплыми, но по факту, возвращаясь в свои государства, наши коллеги – историки, гуманитарии – занимаются собственными историографиями (что, в общем, закономерно), но очень отдаленными от общих этих смыслов. С Казахстаном этого не происходит, с Казахстаном мы, что называется, на одной волне. С чем это связано?
АМАНЖОЛОВА: Это связано, конечно, с нашей многовековой историей. Все-таки Казахстан в составе Российской империи и потом в составе Советского Союза был довольно долго...
Слушайте в аудиофайле!