Авторские материалы Досудебная переписка: Верховный суд отправил недовольных клиентов спорить с компаниями в соцсетях
Персоны
Досудебные споры с банками и магазинами можно вести в соцсетях. Верховный суд постановил признать электронную переписку клиента с продавцом попыткой уладить вопрос до суда. Кроме того, граждане, пропустившие срок апелляционной жалобы, смогут обращаться сразу в кассационную инстанцию. Подробности – у корреспондента "Вестей ФМ" Екатерины Косинец.
Верните деньги или вам – "дизлайк": Верховный суд (ВС) предложил недовольным покупателям спорить с магазинами через соцсети и мессенджеры. Новые постановления касаются досудебного урегулирования споров и кассации.
Когда в химчистке испортили платье, купленный пылесос оказался неисправен или во время перелёта повредили чемодан, а компенсацию компания выплачивать отказываются, мы пишем заявление в суд. Но перед обращением необходимо хотя бы попробовать договориться. Даже если компромисс не будет найден, в суде всё равно придётся представить свидетельства того, что такие попытки были, говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
ЯНИН: Самой массовой сферой обязательного досудебного урегулирования является сфера автострахования, ОСАГО. В соответствии с законом, прежде чем подать в суд на страховую компанию иск о возмещении ущерба, вам нужно пройти процедуру досудебного урегулирования через финансового омбудсмена. Вы должны приложить к своему исковому заявлению, например, отказ от удовлетворения вашей жалобы этим финансовым омбудсменом либо документ о том, что вы не согласны с решением, которое было вынесено финансовым омбудсменом.
Чтобы не отправлять претензии почтой, а потом ждать решения и ответа на такой же официальной бумаге, теперь можно отправить сообщение в мессенджере или в директ соцсети. Так будет зафиксирован сам факт обращения, а также его дата и время. Поэтому электронная переписка вполне может служить подтверждением попытки уладить конфликт мирным путём. Так можно делать и сейчас, но не каждый суд и не каждый судья принимает прикреплённые к заявлению скриншоты переписки. ВС приводит эту схему к единообразию.
Адвокаты предупреждают: электронная переписка не будет признана доказательством, если она началась и закончилась на том, что истец отправил претензию продавцу, говорит адвокат Денис Скрябин.
СКРЯБИН: Если это – некое единичное сообщение без ответа, без обратной реакции, то это не будет являться доказательством. Здесь основной акцент – на том, что если это установлено взаимоотношениями сторон – такой порядок общения, в том числе предъявления претензий, согласования сроков изготовления, работ, то в данном случае – да, стороны могут ссылаться на эту переписку, и суд уже обязан будет её учитывать, в том числе как обычный письменный документ, составленный между сторонами.
Чтобы наверняка быть уверенным в том, что суд примет переписку, адвокаты рекомендуют распечатать электронные сообщения и заверить у нотариуса. А если участник судебного процесса не согласен с вынесенным решением, то может обратиться сразу в кассационный суд. Пересмотр дела в первой инстанции теперь можно будет пропустить и сразу перейти к проверке законности, а не справедливости решения.
Но юристы не рекомендуют пропускать этап апелляции, продолжает Денис Скрябин.
СКРЯБИН: Заявитель, тот, кто нажалуется в кассационную инстанцию, собственно, теряет достаточно весомый способ восстановления своих прав именно в апелляционной инстанции, потому что полномочий у неё по пересмотру судебных актов значительно больше, чем у кассационной инстанции. Отменить или пересмотреть судебный акт в апелляционной инстанции значительно легче, чем в кассационной.
При этом такая возможность даёт шанс тем, кто по каким-то причинам пропустил сроки подачи апелляции.