Авторские материалы Его фильмы будут помнить всегда...
Персоны
Умер Владимир Меньшов. Актер, сценарист, режиссер. Он скончался то последствий коронавируса на 82-м году жизни. СМИ публикуют шквал соболезнований в адрес родных и близких. Его фильмы и роли любимы миллионами зрителей. Сотни картин связаны с его именем. Это – большая история советского и российского кино. Ее напомнит обозреватель "Вестей ФМ" Николай Осипов.
Последние кадры из фильма "Любовь и голуби". Киноцитату опубликовала на своей странице Юлия Меньшова. Это последнее "всё" сейчас разрывает изнутри. Владимира Меньшова больше нет с нами. Актер, сценарист, режиссер – автор фильмов, которые запоем смотрела вся страна, их пересматривали сотни раз. И они оставались любимыми, семейными, своими, близкими вместе с героями, с музыкой, с фразами, которые уходили в народ навсегда.
У него – более 100 ролей, самых разных. Меньшов создавал любых персонажей, от обаятельного простака "с нофелетом" до жестких военачальников, как маршал Жуков в "Ликвидации".
Его первая кинороль – персонаж молодого рабочего в фильме "Счастливый Кукушкин", где Меньшов стал соавтором сценария. Короткометражная комедия, простая игровая, которая сразу взяла приз на киевском кинофестивале.
А вот режиссерское восхождение началось после картины "Розыгрыш" с молодым Харатьяном в 1976, а следом – не фильм, а взрыв сверхновой, 1979 год, "Москва слезам не верит" – самая народная история, трогательная, на все времена, любимая зрителями, засмотренная до дыр. В конце 70-х ее называли упаднической, примитивной дешевой мелодрамой, а в 1981-м фильм получил "Оскара". Это уж совсем для того времени фантастическая история.
Это можно не переводить – советские имена звучат со сцены американской киноакадемии. Это случилось 31 марта, а телевидение СССР сообщило об этом 1 апреля. Меньшов решил, что это какой-то розыгрыш. Но все было реально. Статуэтку, конечно, получал не режиссер, а советский атташе. В руки к Меньшову она попала лишь в 1989 году.
Сам он предпочитал не преувеличивать значимость награды, почти всегда указывал на сомнительную политизированность "Оскара". Но был всегда честен, не отрицал, что эта премия кратно усиливает внимание зрителя.
Он был мастер во всем – как режиссер, как сценарист, актер, даже если роль была короткой, эпизодической. Таких было много. За несколько минут или даже секунд Владимир Меньшов заставлял запомнить своего героя.
Вот он – Лев Толстой в комедии "О чем еще говорят мужчины". А вот – совсем другая роль, короткая и яркая, сцена из шахназаровского "Курьера", рассуждения гостя о его отношениях с сыном, на грани истерики. Ведь это – не про сына, это о пропасти между поколениями и даже больше, и надломе в государстве, которое скоро перестанет существовать.
Его режиссерские работы разных периодов всегда узнаваемы. Меньшов каждый раз придумывал особые детали, маленькие эпизоды, создающие определенную атмосферу и настроение. Как, например, момент в "Москве слезам не верит", когда героиня заводит будильник, ложится спать и просыпается 20 лет спустя. Или короткие вставки в фильме "Любовь и голуби", где режиссер объявляет сцены.
А вот фирменный прием – когда главный герой прощается с семьей дома, открывает дверь и вываливает сразу в море.
"Любовь и голуби", кстати, поначалу тоже ругали, критиковали, называли "лубком", пытались вырезать ряд сцен. Меньшова даже пытались убрать от итогового монтажа, но без него фильм вообще разваливался. Пришлось его вернуть, а в результате – бешеный народный успех. Сам Владимир Меньшов, впрочем, говорил прямо, что нелюбовь критиков не так важна, главное – это то, что его фильмы нравятся зрителю. И так оно и было всегда – его фильмы, его роли любили и будут любить и помнить всегда.