Стратегия "Национальные интересы великой державы простираются дальше, чем её границы"
Персоны
Гость Анны Шафран – президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
Вышла статья Владимира Путина об историческом единстве русских и украинцев. Она опубликована на сайте Кремля. Незадолго до этого президент России подписал документ о стратегии нацбезопасности. Два серьёзных документа – за небольшой период времени. Почему именно сейчас появляются такие тексты?
РЕМИЗОВ: Многие вещи звучат впервые на таком уровне. причём принципиальные – не только с точки зрения отношения к Украине и украинскому вопросу, а с точки зрения отношения России к самой себе. Мне представляется этот вопрос гораздо более важным. важно отношение к Украине, важен украинский вопрос, важна судьба западно-русских земель и людей западно-русских. Это – одна из главных драм отечественной истории. Но ещё важнее отношение российского государства к своему народу, к своим корням, к своему основанию.
В статье нет конкретных рецептов, и не должно быть – в силу её жанра и масштаба рассмотрения. Но в ней есть преодоление вредной ошибочной альтернативы. Альтернативы, к которой мы привыкли в и которую нас сознательно манипулятивно загоняют. Одна радикальная позиция – это немедленные территориальные претензии и начало ирредентистской кампании, то есть непризнание границ и начало борьбы за их перекройку. Другая концепция – полное признание всего и следование принципам невмешательства. Обе концепции – ошибочные. Первая – потому что она стратегически невыигрышна. Вторая предполагает обнуление исторических связей, которые делают нас тем, что мы есть. Между этими крайними позициями есть большая срединная зона, которая состоит в том, что на территории тех стран, которые были частью исторической России, есть очень много внутренних процессов, которые являются также и нашим внутренним делом. Это то, что касается русского языка и культуры, исторической памяти, прав носителей культуры и зыка. То, что касается вопросов безопасности в част размещения военных объектов США и НАТО. Это касается экономической взаимосвязи... Если Россия считает себя великой державой, то определение великой державы состоит в том, что её национальные интересы простираются дальше, чем её территориальные границы.
Полностью слушайте в аудиоверсии.