Авторские материалы "Рай – это общение с Богом, а ад – это жизнь без Бога": памяти Петра Мамонова
Персоны
Пётр Мамонов умер в возрасте 70 лет от последствий коронавируса. Музыкант и актёр находился в крайне тяжёлом состоянии последние несколько недель. О витиеватом творческом и жизненном пути Мамонова – от эксцентричного эпатажного артиста до воцерковлённого православного – корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Косинец.
Мальчишка-стиляга рос в Большом Каретном – том же дворе, где прошла юность Владимира Высоцкого. Как и любого стилягу, его выгоняли из школы. Как любой обаятельный и талантливый хулиган, в старших классах он собрал школьный рок-ансамбль, исполнял хиты иностранных групп.
В период учёбы в полиграфическом техникуме искал себя в разных субкультурах, но находил только противоречия. Работал наборщиком и корректором (разбирал письма в журнале "Пионер"), грузчиком, лифтёром, банщиком и кочегаром, переводчиком – парень из маргинальной компании прекрасно владел несколькими иностранными языками.
Депрессивные состояния выливались в тексты. В начале 80-х образовалась рок-группа "Звуки Му", которая встала в один ряд с самыми популярными коллективами московского и ленинградского андеграунда. Группа выделялась необычным звучанием и всё время экспериментировала с направлениями: экспериментальный и психоделический рок, постпанк.
В 90-е Мамонов стал появляться на театральной сцене и в кино. Первой его картиной стала "Игла" с Виктором Цоем в главной роли. Но Мамонов привлёк к себе внимание зрителей невероятной харизмой.
Сценарий фильма "Такси-блюз" Павел Лунгин написал специально под него – настолько был поражён самобытной органикой Мамонова, что сделал её зерном роли главного героя: талантливый музыкант-алкоголик, слабый человек с несгибаемым стержнем внутри.
ОТРЫВОК ИЗ Х/Ф "ТАКСИ-БЛЮЗ": "Шаг к свободе. Чукчи мухоморы едят, чтобы освободиться, а я просто так летаю. Всё могу. Лечу! Лечу! Шеф! Лечу. Смотри, всё умею! Праздника хочу!"
В экзистенциальной драме "Пыль" Мамонов играет профессора, который ставит эксперимент над добровольцем: с помощью специальной установки создаёт временный эффект ощущения исполнившейся мечты.
ОТРЫВОК ИЗ Х/Ф "ПЫЛЬ": "Да мне плевать на них. И на тебя мне плевать. Я сам должен узнать, пойми! Я сам не могу без этого. Потому что я уже умер. Умер. У меня души нет. Я давно уже умер! А тут ты ещё"
Его герой обличает мирские удовольствия, зависимость от которых лишь медленно убивает.
Борьбу, или даже, вернее сказать, войну с алкогольной зависимостью сам актёр вёл долгие годы. Образ жизни рок-звезды и сопутствующие пагубные пристрастия сильно подорвали здоровье. Случалось, прямо со сцены его увозила скорая.
В 1995 уехал от городской суеты и соблазнов за 140 километров от Москвы, в деревню Ефаново. У дома – небольшой огород и фруктовый сад с изумительно сладкими грушами.
Новые альбомы музыкант записывал уже почти самостоятельно. Выступления на телевидении получались настолько атмосферными, что записи тиражировались, как телефильмы. Позже на московских подмостках его моноспектакли собирали аншлаги.
Были деньги и слава, а смысла жить дальше актёр и музыкант не видел. Спасение нашёл в почти случайно купленном молитвослове. Затем Пётр Мамонов открыл Евангелие.
МАМОНОВ: Когда я стал читать Евангелие, как и всем, мне многое было не близко, что-то было неясно. Но когда я наткнулся на притчу о блудном сыне, который ушёл от отца: "Отдай, – говорит, – мне мою половину". Ушёл, всё пропил, прогулял с проститутками. И всё кончилось. "Хотя бы, – говорит, – наёмником пойду к отцу". Только он двинулся в ту сторону, а отец – кто такой отец? Это Бог. Как мальчишка, выбежал к нему навстречу, надел ему перстень на руку – знак сыновьего достоинства, обнял его и говорит: "Ты мой любимый! Родной! Иди ко мне! Я тебя так ждал!" И вот это пробило меня насквозь просто. Думаю: "Вот это я! Вот он я"
Позже в культовом фильме Лунгина "Остров" Мамонов создал пронзительный образ раскаявшегося и воцерковлённого преступника – юродивого старца Анатолия. Режиссёр вспоминал, что Мамонов играл не роль, а самого себя. Актёр долго отказывался от участия в картине: считал себя недостойным. И согласился на роль только после благословения своего духовника. Как и его персонаж, Мамонов говорил о Боге подкупающе просто.
МАМОНОВ: Господь и есть мы. И каждый из нас собственной жизнью творит свою судьбу. Поэтому "судьба" – "а вот у меня судьба", "а вот мне на роду написано" – для верующего человека это всё ерунда. Есть такие чёткие совершенно духовные законы. Я ни в коем случае не поучаю. Я рассказываю то, что я сам понял и что у меня хоть как-то чуть-чуть вышло. Что я понял? Я понял, что и рай, и ад – это такая вещь... Рай – это общение с Богом, а ад – это жизнь без Бога. Неважно – здесь или за гробом. Вот и всё.