Картинка

Нацвопрос Национальная школа – советское наследие или насущная потребность?

4 сентября 2021, 02:05

Персоны

Этнокультурное образование в России, опыт школ с преподаванием на национальных языках. Выпускник национальной школы – где продолжается его обучение?

САФАРОВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире "Вести ФМ", как всегда в это время, программа "Нацвопрос". В студии Марат Сафаров. Начался новый учебный год, с которым мы поздравляем наших радиослушателей, имеющих отношение к образованию напрямую, не имеющих. Я думаю, что в каждой семье так или иначе какая-то связь со школой, с высшим учебным заведением все равно присутствует. Прозвенел первый звонок и для учеников национальных школ, коих у нас в России немало, школ, где обучение ведется на родных языках народов нашей страны. И мы узнаем сегодня, где такие школы есть, в каких регионах их наибольшее количество, чем они отличаются от остальных школ, кроме преподавания национальных языков, что еще у них интересного есть, куда поступают выпускники подобных учебных заведений, где они продолжают свое образование. И у нас сегодня в гостях профессор Московского педагогического государственного университета, руководитель Центра содействия межнациональному образованию "Этносфера" Елена Александровна Омельченко. Елена Александровна, добрый день.

ОМЕЛЬЧЕНКО: Здравствуйте.

САФАРОВ: Елена Александровна, ну вообще вот этот феномен национальных школ, не частных, подчеркнем, не общинных, не конфессиональных, а именно государственных, которые финансируются из бюджета нашей страны и из региональных бюджетов, вот это ведь во многом наследие и достижение советского образования?

ОМЕЛЬЧЕНКО: На самом деле история, конечно, уходит глубже, там в века, поскольку все-таки начальное образование уже потихонечку вводилось в разных регионах, в разных и селах, и районах и до советского времени. И, конечно, феномен такой национальной школы, обучение, скажем так, не школы национальной, как мы ее сейчас понимаем, а обучение на национальном языке, он присутствовал. Другой вопрос, что это была некая такая первичная грамотность. Потихонечку, конечно, в советское время это явление получило большее распространение просто в связи с тем, что шла унификация некая, ну нормативное оформление системы образования, появлялись единые требования. В том числе, поскольку было необходимо обеспечить поголовную грамотность, общий всеобуч, конечно, самый быстрый путь к этому был, в том числе обеспечив возможность изучения базовых предметов на языке, который являлся родным для ребенка, родным для семьи.

САФАРОВ: И в то же время во многих частях Советского Союза ведь были ну не то чтобы уж прям совсем целые республики, но значительная часть детей не владела русским языком, и соответственно через национальное образование была возможность приобщить к русскому языку. Вот вы вспомнили имперский период, а я вспомнил Илью Николаевича Ульянова, сейчас такой непопулярный, конечно, персонаж, забытый, а когда-то чтимый, такой в Лениниане присутствующий. Напомним нашим молодым радиослушателям, отец Владимира Ильича, деятель образования Симбирской губернии Поволжья. Я вот помню, такие у меня обрывочные, конечно, сведения и знания, что он вот в том числе участвовал в создании в своей подведомственной губернии школ для обучения татарских, чувашских детей. И вот в советское время это как-то очень чтилось и напоминалось активно. Ну вот эта советская национальная школа, она была все-таки в большей степени сельской школой, или в городах тоже присутствовало обучение на национальных языках?

ОМЕЛЬЧЕНКО: Насколько я знаю, это было общей практикой. Конечно, в сельской местности было распространено больше в силу того, что вы уже сказали, просто не владение русским языком или владение в недостаточной степени для того, чтобы на нем учиться. Но у нас же и регионы тоже все очень разные: есть регионы с высокой степенью урбанистического развития, где городов много, а есть преимущественно сельские. То есть очень все зависит от региона.

Слушайте в аудиофайле!

Нацвопрос. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация