Авторазборки А за автопилот ответишь! Новая редакция ПДД
Персоны
Машины становятся роботами, и правила дорожного движения должны это отражать. Кто и за что ответит в случае ошибки пилотирования? Какие изменения ждут ПДД и повлияют на жизнь автомобилистов?
ЗЛОБИН: Приветствую всех, в студии Александр Злобин. Это большая автомобильная программа на радио "Вести ФМ". И, как всегда, обсуждаем главные автомобильные новости, события, явления, заявления, намерения – все, что так или иначе влияет или в ближайшее время повлияет на и без того непростую жизнь многомиллионной армии наших автолюбителей, ну и соответственно автопрофессионалов не в меньшей степени. В конце недели стало ясно, что МВД и Минтрансу поручено буквально к 1 октября подготовить предложение по новой редакции Правил дорожного движения, по которым мы живем уже с 93-го года. И вот мы хотим обсудить с нашим сегодняшним гостем – это автогонщик, автоиспытатель, автоэксперт Вячеслав Субботин. Вячеслав, приветствую вас в нашей программе.
СУББОТИН: Александр, рад слышать.
ЗЛОБИН: Да. Вот в связи с этим поручением правительства профильным ведомствам подготовить предложение по новой редакции Правил дорожного движения. Мы, конечно, разные аспекты с разными экспертами – плюсы, минусы, недостатки, лакуны в этих правилах – неоднократно обсуждали. Но коль скоро вот такое поручение возникло, будем ждать этих новых правил, вот будем собирать экспертные мнения. А что, на ваш взгляд, следует там прежде всего поменять? Может быть, что-то убрать вообще, что-то дополнительное внести? И, причем, сделать это так, чтобы людей не запутать, как иногда бывает, когда вот шумно объявляют: вот, изменения правил проезда кругового движения, а потом пытаются объяснить другими словами, но ничего не меняется. Если дело такое подошло, что вот уже 28 лет мы жили по тем правилам, правда, 50 раз в них вносили разного рода мелкие коррективы…
СУББОТИН: Да-да-да.
ЗЛОБИН: Ну, жизнь диктовала, да. Где-то жизнь диктовала, о чем-то просто вспоминали, или в связи с какими-то событиями (трагическими, к сожалению) предлагалось, и вносились какие-то изменения. Вот если сейчас мы все это (ну, не мы, конечно, а правительство) переделаем, вот что нужно, на ваш взгляд, на что обратить внимание, что не забыть?
СУББОТИН: Самое главное, Саша, на что здесь стоит обратить внимание: машины становятся роботами, автопилоты. То есть те автомобили, на которых мы сейчас ездим, они управляются уже по-другому: они сами держат дистанцию, они сами тормозят, они держат полосу и останавливаются в случае аварийной ситуации. Просто встал на обочину и всё.
ЗЛОБИН: Нет, ну все, конечно, машины, не все, а у кого только современные, и не все комплектации.
СУББОТИН: Понятно, понятно. Но правила-то пишут на будущее прежде всего, это же понятно, на будущее. Поэтому вот эти автопилоты, которые подошли уже, их нужно вносить в правила, потому что сейчас ни строчки. А кто будет нести ответственность в случае аварии? А как разбирать аварию, если это полный автопилот? Хорошо, не полный автопилот. Я понадеялся на то, что система автоматически затормозит или сама удержит дистанцию, а она не удержала, не предупредила. Как? Правила должны от этого реагировать.
ЗЛОБИН: С другой стороны, тут ведь что можно сказать, ведь во всех инструкциях к самым современным системам помощи водителя, по крайне мере сейчас, абсолютно везде большими жирными буквами русским по белому написано, что водитель несет ответственность, должен соблюдать то-то. Потому что все это, все вот эти чудо-технологии, они являются исключительно вспомогательными, если речь не идет о тех машинах, которые будут ездить совсем уже без водителей, там больше уже предъявить вроде бы как не к кому. Тут вот нет противоречий вот в такой логике, что мы пропишем для вот этих систем что-то такое, какие-то правила, и таким образом снимем обязанность, ответственность с водителя, про которую производители этих систем не устают напоминать.
СУББОТИН: Саша, конечно, тут не все однозначно: вот будет виноват робот или оператор, который вывел эту машину, производитель. То есть на пилоте, который сидит за рулем этого автомобиля, должна быть ответственность. Но сейчас те автомобильные компании, которые пишут эти инструкции, они, конечно, подстраиваются под действующие правила, ну по-другому никак, под действующие правила и закон...
Слушайте в аудиофайле!