Авторазборки От нехватки машин – стон по всей стране
Персоны
Как быть с дефицитом машин и запредельными на них ценами? Минусы и плюсы ситуации на рынке. Новое наказание за пьянство за рулем.
ЗЛОБИН: Приветствую всех, в студии Александр Злобин. Это большая автомобильная программа на радио "Вести ФМ". И, как всегда, обсуждаем главные автомобильные темы, новости, явления, события – все, что волнует многомиллионную армию наших автолюбителей и автопрофессионалов, естественно, тоже. Что мы сегодня обсудим? По всей стране стоит стон относительно нехватки новых машин и относительное, главное, цен на них. И прежде всего не потому, что это производители назначают такие цены, хотя они тоже, конечно, повышают. А что творят дилеры, которые пытаются продать втридорога те машины, которые в дефиците! И говорят, уже наценки за так называемое дополнительное оборудование, которое часто никому не нужно, достигают уже 30, 40, 50 процентов, а в некоторых случаев и 100 процентов от рекомендованной производителем розничной цены. Попробуем разобраться, что с этим в принципе делать. Конечно, не можем обойти вниманием предложение о введении уголовной ответственности за сам факт нетрезвого состояния за рулем, такая принципиальная мера для нашей страны. И обсудим все это сегодня мы с нашим гостем – это автомобильный эксперт Антон Чуйкин. Антон, приветствую вас в нашей программе.
ЧУЙКИН: Здравствуйте.
ЗЛОБИН: Начнем давайте все-таки с того, что волнует большое количество людей, которые не могут купить за какие-то относительно разумные цены новые машины. Дефицит, кругом дефицит, то, что есть в наличии или вот-вот подойдет, люди вывешивают ценники, что машины, там я не знаю, "Лады" – уже больше, под 2 миллиона, всех поразило, конечно, 3 с лишним миллиона за Creta, все вот эти вот дополнительные работы, установка ковриков. Вот так просто написано, какие работы были сделаны на этой машине: "установка ковриков передних и задних резиновых". Чего там только не приписывают! И соответственно люди возмущаются и не понимают, что делать, и главное – когда это кончится. Вот ждем какого-то экспертного мнения, что нас ждет в ближайшие месяцы. Ну, надеемся, что это все-таки не будет годы.
ЧУЙКИН: Я тоже очень надеюсь, что это не будут годы. Но мы с вами понимаем, что на сегодня основной причиной (но не единственной, к сожалению) является дефицит машин, а он объясняется дефицитом чипов. Хотя, конечно же, необходимо вот еще что учитывать. У нас, ну как говорят, у нас рынок перегрет. У нас перегреты в большой степени оказались потребители, действительно спрос сейчас больше. Мы продажам примерно идем на уровне где-то 19-18 годов, уже начали немножко отставать, но именно из-за дефицита машин, но мы не принципиально в автомобилях потеряли. То есть автомобилей, вообще говоря, выпускается не намного меньше, по крайней мере если смотреть на период в районе там 9 месяцев. Уже разница чувствуется, но тем не менее мы до какого-то момента шли вровень с годами еще и со временем до пандемии. Рынок перегрет оказался вот почему. У нас некое количество денег сохранилось в стране, потому что мы второй год не ездим за рубеж.
ЗЛОБИН: Это верно, это многие, да, обратили внимание, что, так сказать, несколько поездок, пару разу в Турцию или куда-нибудь в Италию, или в Европу – и вот уже деньги сохранились, и куда-то надо действительно их.
ЧУЙКИН: Вот! Они сохранились, и их хочется куда-нибудь вложить. И хотя автомобиль, это в качестве долговременного вложения капитала – это плохая идея, но тем не менее, раз уж деньги есть – почему бы и не обновить машину. И в силу этого мы, естественно, столкнулись еще и с повышенным спросом. То есть чуть меньше выпуск автомобилей (а, к сожалению, дальше он будет не чуть меньший, а меньший, да еще и больший спрос), и вот вам дефицит. Ну а, собственно говоря, меньший выпуск – это чипы.
ЗЛОБИН: Антон, прошу прощения, то есть вы хотите предсказать, что в ближайшие месяцы все основные производители, которые работают и на нашей территории, и поставляют машины из-за рубежа к нам, они еще более сократят выпуск?
ЧУЙКИН: К сожалению, это вероятно. Потому что автопром чрезвычайно инерционен, ну собственно как и многие такие емкие, капиталоемкие и техноемкие отрасли. Поэтому боюсь, что мы будем… Скажем так, у нас будет большее отставание от, допустим, 19-го и 18-го года. Потому что пока еще не удается вот этот дефицит чипов преодолеть, а спрос все еще будет оставаться превышающим уровень 18-го и 19-го года.
Слушайте в аудиофайле!