Время и место Царскосельский лицей должен был растить "эксплуататоров", но что-то пошло не так…
Персоны
Годовщина открытия Царскосельского лицея. Кого хотели вырастить из дворянских детей? Кто проходил отбор и почему последующие выпуски сильно отличались от первого?
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Это программа "Время и место". Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Ну что ж, уже не первая программа. Не будем пускаться в длинный рассказ о том, что из себя представляет сама программа. Хотя она совсем новая, всего второй выпуск выходит. Но мы говорим о датах, о людях, о событиях, вот. И рассказываем то, что интересно нам самим, и то, что нового мы узнали.
Итак, октябрьская неделя наша. И первое событие, о котором хотели мы сегодня рассказать. Исполнилось в этом октябре 210 лет открытию Царскосельского лицея.
САФАРОВ: Да, буквально октябрь 1811 года. Конечно, за год был он учрежден заранее, это вся была большая история, связанная с великим реформатором Сперанским.
САРАЛИДЗЕ: При Александре Первом, да.
САФАРОВ: При Александре Первом. Идея сама была в том, чтобы подготовить действительно лицей, ну, может быть, даже в чем-то античного такого образца, идеальное какое-то пространство для обучения высших государственных служащих. Это лучшие дворянские дети России. Первый выпуск, кстати, это 1817 год, учились шесть лет, и это вот самый знаменитый выпуск, пушкинский. Поэтому Пушкин и лицей, лицей и Пушкин – это…
САРАЛИДЗЕ: Да, мы собственно о царскосельском лицее знаем только благодаря тому, что там учился Александр Сергеевич.
САФАРОВ: Конечно, и его круг: Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. Кстати, одним из первых таких выпускников, если точнее, даже первым, в первом числе был Горчаков – выдающийся дипломат. Поэтому это действительно были люди незаурядные, люди, конечно же, с проверенной родословной – это главный был принцип отбора. А самое главное – Царское село, фактически в крыле Екатерининского дворца, то есть на виду у царской семьи, во взаимосвязи постоянной с бытом придворным. Вот такая была подготовлена история, и она действительно реализовалась. Причем, вот если посмотреть программу, Гия, я вот как-то вник, вот только готовясь к нашему эфиру, не задумывался об этом, думал, что это скорее такое что-то интеллектуальное. Но ведь там и фехтование, и плавание – плавание в начале 19-го века как вид какой-то деятельности специальной. Это, конечно, конная езда. То есть это такой гармонично развитый юноша.
САРАЛИДЗЕ: Гармоничный, конечно. Нет, идея-то понятна была. Ну и понятно, что и министр народного просвещения – граф Алексей Разумовский, который принимал активное участие. Ну и понятно, что Михаил Сперанский. Это была история о создании такого действительно закрытого, привилегированного учебного заведения, в котором должны были расти не только мудрые и там какие-то умные будущие государственные деятели (а именно с этим присылом делалось), но и гармонично развитые, в том числе и физически, и нравственно. Но что-то не задалось.
САФАРОВ: Что-то не задалось. Мне кажется, карму, как сейчас принято говорить, испортило прежде всего, испортил переезд Царскосельского лицея в 40-е годы в Петербург. Он, во-первых, был сразу переименован Александровским, на Каменноостровский проспект он переехал. И вот какой-то он становился уже в Питере заурядным учебным заведением, помельчал как-то он. Конечно, первоначально лицей предполагался в ровню с университетом, то есть фактически образование лицейское приравнивалось к университетскому. Но все стали понимать, что и условия, и требования, и главное состав уже даже, звездный такой, который был в самом начале, он ну фактически поредел. Знаменитых выпускников второй половины века 19-го уже назвать очень трудно.
Слушайте в аудиофайле!
Время и место. Все выпуски
- Все аудио
- Время и место