Время и место Гиляровскому мы обязаны очень многим
Персоны
Не каждый житель Хитровки мог ввязаться в бой с Гиляем… Примечательные факты биографии бытописателя и журналиста, символа старой Москвы – Владимира Гиляровского.
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе, "Время и место". Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Ну что, сразу с времени. 8 декабря 1855 года вдали от Москвы, надо сказать (а это немаловажный факт в нашем рассказе), в имении графа Василия Олсуфьева неподалеку от села Сяма (это Вологодская губерния Российской империи в то время, сейчас Вологодская область), в семье Александра Ивановича Гиляровского и Надежды Петровны Мусатовой родился, как это ни странно, будущий символ, как сейчас говорят, московедения, москвоведения. Ну, в общем, человек, который... Действительно история Москвы, ее быт там конца 19-го – начала 20-го века, конечно, связаны именно с именем Гиляровского.
САФАРОВ: Да. И удивительно, до того как стать королем репортеров, журналистом, Владимир Гиляровский поменял массу профессий. Ну можно сказать, что он такой горьковский персонаж, в том смысле, что "в люди" он ушел, и кем только он ни был. Вершина его такого дожурналистского бытия – это все-таки актер провинциального театра, но до этого – и табунщик, и сторож, и пожарный.
САРАЛИДЗЕ: Бурлак, кстати.
САФАРОВ: И бурлак, конечно, да. И наездник в цирке.
САРАЛИДЗЕ: Да. Бурлаком-то он стал чуть ли не в 16-летнем возрасте, по-моему. Он же в 15 вообще сбежал из дома, в общем, такой бедовый парень был. Обладал же невероятной физической силой, просто ходили легенды о его физической силе, что, в общем, конечно, помогало его вот этой репортерской жизни, в общем, не боялся он там, и не каждый отчаянный там житель и посетитель Хитровки с ним мог бы там ввязаться в кулачный бой. Поэтому действительно Гиляй, как его называли, был, в общем, человеком известным в Москве.
САФАРОВ: Человеком известным. И действительно он настоящий репортер, поскольку он знал народ, хорошо знал Россию. Ну вот один только пример: помимо Хитровки, это еще одно на букву "х" такое московское страшное место, трагическое тогда, это Ходынка, где он вел репортаж буквально с места трагедии. Представить себе сейчас – это понятно, не дай бог, конечно, событие, но когда происходят какие-то чрезвычайные происшествия, благодаря интернету, благодаря современной технике. А тогда это необходимо было туда выехать и необходимо было предоставлять эту репортажную информацию, материалы в газеты сразу же, а еще и учитывая…
САРАЛИДЗЕ: То есть он выбирался из вот этой вот, из всего, что происходило, он выбирался, передавал там специально каким-то способом свои записки и заметки, чтобы там…
САФАРОВ: И возвращался обратно.
САРАЛИДЗЕ: И возвращался обратно, да.
САФАРОВ: Да. И это, конечно, и физическая сила, и смелость, и понимание своего журналистского долга. Кстати говоря, в царской России он очень хорошо зарабатывал. В него есть упоминание о том, что он ходил в трактир Тестова (это знаменитое такое место) и иногда оставлял 36 рублей за обед.
САРАЛИДЗЕ: Это бешеные деньги!
САФАРОВ: Вот. Тем не менее, он с восторгом принял власть большевиков. Он был одним из таких, ну ярых и ярких представителей московской интеллигенции, которую власть большевиков безоговорочно приняла, Октябрьскую революцию, вошла в нее. И, конечно же, надо сказать, что его главная книга "Москва и москвичи" вышла уже при советской власти – в 1926 году. То есть это вот такой венец его творчества, по существу созданный, сотканный из репортерских заметок, из наблюдений его...
Слушайте в аудиофайле!
Время и место. Все выпуски
- Все аудио
- Время и место