Интервью "Каждый создавший театр отвечает за него своим собственным именем"
Персоны
"У каждого театра есть свой свод законов". А по каком законам живет труппа Терезы Дуровой?
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И я рад представить сегодняшнего гостя – это народная артистка России, основатель и художественный руководитель театра, который теперь называется Театр Терезы Дуровой. Собственно говоря, Тереза Ганнибаловна прямо-таки передо мной сейчас и сидит. Приветствую вас, здравствуйте.
ДУРОВА: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте. Я вообще считаю, что каждый человек, который создал театр, должен нести ответственность своим собственным именем.
ЗАСЛАВСКИЙ: Персональную.
ДУРОВА: Конечно.
ЗАСЛАВСКИЙ: А когда это произошло? Я понимаю, что все равно театр, который создает какой-то замечательный, прекрасный и выдающийся человек, он все равно так или иначе называется театром этого своего создателя.
ДУРОВА: Человека.
ЗАСЛАВСКИЙ: Этого человека. Все равно – это Ленком Марка Захарова, все равно – "Геликон" Дмитрия Бертмана, и так далее, и так далее. С другой стороны, нет ничего хуже, когда этот человек уходит, а он продолжает оставаться отвечающим за все то безобразие, которое уже творится (дай бог доброго здоровья Дмитрию Александровичу и всем остальным, кто, в общем-то ассоциируется абсолютно с созданными ими театрами, и вам, естественно, тоже), тут возникает вопрос: а что потом?
ДУРОВА: Есть несколько вариантов "а что потом". Есть вариант абсолютной честности. Ну, то есть, допустим, ты предупреждаешь труппу за год до своего ухода о том, что через год ты этот театр закроешь, как и открывал. Люди предупреждены, и, так сказать, они думают, как они будут дальше жить. И, таким образом, театр был создан, театр просуществовал, сделал свое дело в пространстве культуры, каким-то образом остался в Бахрушинском музее фотографиями и всякими другими делами.
ЗАСЛАВСКИЙ: "Двое в комнате – я и Ленин, фотографией на белой стене…"
ДУРОВА: Да, да.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, может быть, фотографий побольше будет.
ДУРОВА: Книжку еще написал, например, перед уходом, так, чтобы уже окончательно, так сказать, себя как-то зафиксировать.
ЗАСЛАВСКИЙ: Книжка уже есть.
ДУРОВА: Ну, она про то, что было до, а сейчас еще есть то, что есть после. Вот. И, значит, всем сделал ручкой, закрылся и исчез. Такой вариант тоже возможен в этом мире. Или все-таки ты делаешь все для того, чтобы твои ученики как-то продолжали существовать. Чтобы театр жил, ты снабжаешь его таким количеством репертуара, который, ты знаешь, что он будет нужен кому-то еще, готовишь своих учеников, понимаешь, кто придет на твое место, кто будет продолжателем уже самого себя, но на твоей основе, на основе этого твоего фундамента. Естественно, не надо подражать ушедшему режиссеру, надо делать что-то свое на фундаменте каких-то ну базовых законов, что ли, существования этого театра. Я абсолютно уверена, что у каждого театра есть свой свод законов, как в творчестве, так и в бытовой жизни театра. Можно, конечно, и так. Но тогда нужно договариваться уже, так сказать, заранее, убирать имя из названия театра. Тут я с этим абсолютно согласна.
ЗАСЛАВСКИЙ: Я тут узнал буквально на этой неделе, почему-то мне кажется, что я этого действительно не знал, не то что забыл, а не знал, что в Щукинском институте существуют до сих пор, и они так или иначе действуют, правила поведения учащихся в Театральном училище имени Щукина. Причем, они основаны на тех правилах, которые были сформулированы еще Евгением Багратионовичем Вахтанговым для первой студии. И там среди прочего говорится о том, когда идешь на репетицию – не забудь взять с собой бревно, чтобы растопить камин.
ДУРОВА: Прекрасно!
ЗАСЛАВСКИЙ: И с этой точки зрения, в принципе, конечно, здание, где сейчас находится Щукинский театральный институт, должно быть завалены дровами, если бы все бы следовали этим правилам.
ДУРОВА: Прекрасно. Но можно по-другому сформулировать сегодня, ну разгадать, что ли, этот…
ЗАСЛАВСКИЙ: Это бревно.
ДУРОВА: Это бревно, да. На самом деле, я думаю, что… Понимаете, какая ситуация? Имя сегодняшнего театра – это, честно могу вам сказать, это чистый маркетинг.
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью