Время и место Железная дорога Санкт-Петербург – Москва: споры, легенды, факты

13 февраля 2022, 21:10

Персоны

Какую роль в строительстве железной дороги между двумя столицами сыграл палец императора. Мифы и правда.

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Это "Время и место".

САФАРОВ: Приветствую, Гия.

САРАЛИДЗЕ: Привет, Марат. Начнем с даты 13 февраля. Именно в этот день в 1842 году императора Николай Первый подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. С этой дорогой у многих людей связаны свои воспоминания, много литературы посвящено, ну одно только "Путешествие из Петербурга в Москву", связанное с этим. Очень много, в общем, всего – и литературного, и философского, и так далее. Но мы сегодня о технической стороне больше поговорим, наверное.

САФАРОВ: Да. И более того, конечно, на это долгое тогда путешествие Радищева, хоть он там и не по железной дороги, но тем не менее, до этого по этому тракту ехал. А уже когда это было в вагонах, все равно много было раздумий, воспоминаний, дум о России, о русской истории, потому что больше 20 часов приходилось в этом проводить.

САРАЛИДЗЕ: Вообще эта дорога, она там и с Пушкиным связана. Ну, в общем, много всего именно между двумя столицами.

САФАРОВ: Между двумя столицами дожелезнодорожными. Вот если представить сейчас, три с половиной часа на "Сапсане" это преодолевается. Я вот тут крайний, как любят говорить наши коллеги из сферы искусства суеверные, путешествуя в Петербург, даже не успел там прочитать текст, который мне нужен был, потому что вот уже сразу и всё. А тогда больше 20 часов. И действительно, хотя там в пушкинскую эпоху это было на лошадях, а вот теперь по железной дороге, все равно это, конечно, было очень долго. И вокруг этого маршрута, вокруг этого планирования даже очень много существует стереотипов, легенд таких, в общем-то, милых, но самая главная – о николаевской линейке, по которой якобы эта дорога была прочерчена.

САРАЛИДЗЕ: Да-да-да, и даже палец знаменитый Николая Первого, где он на линейке стоял, и якобы из-за этого вот эта дорога делала такой крюк небольшой.

САФАРОВ: Крюк, да.

САРАЛИДЗЕ: На самом деле все это, конечно, из области легенд. Но спор о том, как должна проходить эта трасса, действительно был, и он был очень принципиальный на самом деле. Потому что предлагали проложить дорогу через Великий Новгород, и это сильно, конечно, увеличивало, особенно по тем временам, увеличивало время в пути. Кстати, интересно, что даже сейчас, когда вот шла речь о новых дорогах и так далее, опять вопрос Великого Новгорода и то, что надо бы его как-то прирезать к этому вот пути, что даст, конечно, дополнительные возможности этому замечательному великому городу, они и сейчас ведутся, вот это любопытно.

САФАРОВ: Они и сейчас ведутся, да. Из старых русских городов на этом пути оказалась лишь Тверь по существу. Есть маршруты, есть такие интервалы между станциями, которые вообще просто лесные, за этот период времени полуторавековой они не освоены, то есть люди там ну по существу почти не живут. Поэтому из крупных населенных пунктов, все они хорошо известны, потому что все знают этот маршрут, неоднократно по нему ездили, но Тверь вот из субъектов федерации, старых губернских городов, она единственная здесь. И действительно, вот эта легенда о линейке, она ведь пришла из обсуждений. Кстати, вот интересно, деспот такой, диктатор Николай Первый, самодержец, а он, оказывается, спорил с инженерами, а точнее они с ним. То есть этот вопрос-то о Новгороде обсуждался очень активно, в баталиях таких.

САРАЛИДЗЕ: Там очень интересная такая и милая деталь, что, когда инженер, главный инженер согласился все-таки с мнением императора, он очень этому по-детски радовался.

САФАРОВ: Он очень по-детски этому радовался и вот именно тогда и сказал: веди дорогу прямо. Отсюда и вот эта легенда. А что касается пальца императора, то это Мстинский мост. Но на самом деле это техническая особенность, мы его и сейчас проезжаем, все его хорошо помнят.

Слушайте в аудиофайле!

Время и место. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Время и место

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация