Авторские материалы Заработать на ходьбе: NFT-игра оказалась финансовой пирамидой
Персоны
Любителям онлайн-игр предлагают зарабатывать деньги на ходьбе. Приложение на основе NFT обещает оплачивать каждый шаг. Но не всё так просто: при регистрации необходимо купить недешёвое виртуальное снаряжение. Кроме того, в игре установлены ограничения, которые не позволяют окупить вложения в короткие сроки. Возможно ли заработать, отправляясь на пробежку? Подводные камни изучила корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Косинец.
Делать деньги из собственных шагов, подобно золотой антилопе, заманчиво и, кажется, вполне реально. Но финал такой авантюры может оказаться столь же печальным, как и в сказке. STEPN – набирающая популярность игра на базе NFT.
Технология позволяет делать цифровые слепки любых существующих предметов либо создавать виртуальные и продавать их в Сети. Именно так созданы кроссовки для игры. Видов спортивной киберобуви – бесконечное множество. Есть обувь для ходьбы и для бега. Каждая пара соответствует определённому уровню. Чем он выше – тем больше денег будут приносить кроссовки: каждый шаг в прокачанных кроссовках стоит в несколько раз дороже, чем в базовых.
Всё, что нужно, – это купить виртуальные кроссовки и совершать реальные прогулки или пробежки с включённым GPS. Самая дешёвая пара обойдётся в 1000 долларов. В ней реально нашагать около 40 долларов в день. А значит, окупить вложение при условии ежедневных тренировок получится приблизительно через месяц. Если не давать себе дополнительной нагрузки и просто получать деньги за ежедневный маршрут на работу и домой, то прибыль начнёт появляться лишь через несколько месяцев.
Вероятно, чтобы не разориться на завсегдатаях спортзалов и любителях пробежек в парках, разработчики установили ограничение: у каждого владельца киберкроссовок есть виртуальный заряд энергии. И когда он подходит к концу (даже если в реальности физических сил ещё много), придётся ждать, пока он пополнится.
В обычных компьютерных играх (если рассматривать те, что в рамках закона) деньги поступают только в одну сторону – от геймера к разработчику. Всё, что игроки "зарабатывают" в процессе игры, они могут потратить исключительно внутри игрового пространства – на "прокачку" персонажей, виртуального снаряжения и тому подобное. В NFT-игре полученные деньги можно вывести в реальные (через конвертацию в криптомонету). Это и привлекает пользователей. Но по факту получается, что эти деньги ничем не обеспечены. В процессе игры (то есть ходьбы) игроки ничего не производят. А значит, все средства – это то, что платят новые подписчики, приобретая кроссовки. Ну и дополнительные вливания, когда опытные игроки хотят усовершенствовать свой профиль и тратятся на топовые модели обуви. Выходит, те, кто в игре дольше, получают деньги новичков. Понятное дело, значительная их часть достаётся создателям. Что-то идёт на рекламу. И, видимо, немало, потому что об игре пишут популярные Telegram-каналы с миллионами подписчиков.
Но если количество новых пользователей перестанет увеличиваться и игра превратится в замкнутую экосистему, то нетрудно догадаться: денег на всех не хватит. Схема, известная уже многие десятилетия как пирамида.
Один из инструментов раскрутки нового приложения – специально создаваемый ареол элитарности: регистрация по приглашению, ограниченное количество регистраций в сутки. Продукт, который позиционируется как "не для всех", автоматически вызывает у потенциальных пользователей стремление стать причастным к "закрытому клубу".
Волну возросшего к игре интереса сразу же оседлали мошенники. В Сети появилось множество предложений о консультациях по скорейшему увеличению доходности и продаже "прокачанных" кроссовок. Доверчивые игроки переводят злоумышленникам сотни тысяч рублей в надежде быстро продвинуться в игре. А вместо профессиональных рекомендаций и виртуального товара получают лишь новые запросы на оплату. В Сети обманутые покупатели публикуют скриншоты таких переписок.
"Сколько должны кроссы идти? – Я там проверил. Дошло только до 106 тысяч. Какая-то комиссия сожрала много. Наверное, надо будет докинуть ещё около 26 – 30 тысяч. Не шарю, куда оно ушло. – Ну я не знаю, что делать. Я всё правильно делала"
Но есть и те, кто пытается сам обмануть систему. На форумах всерьёз обсуждают идею не ходить самостоятельно, а отдать телефон с установленным приложением тому, кто гарантированно проходит за день десятки километров, например курьеру. Правда, отмечают, что за такую услугу, возможно, тоже придётся платить.
STEPN – yже не первая игра, созданная на основе NFT. Первой стала CryptoKitties, в которой игроки выращивают киберкошек и продают виртуальных питомцев за сотни тысяч долларов. Она как раз наиболее наглядно иллюстрирует принцип технологии NFT. Цифровые котята – это, по сути, токены. Токен – файл в системе блокчейн, который можно выставить на аукцион. По большому счёту токеном может быть фотография, картина, 3D-модель или цифровой слепок целого здания. Каждый токен уникален и существует в единственном числе. А вот его содержимое необязательно должно быть оригинальным. К примеру, Квентин Тарантино объявил, что собирается продавать в виде токенов вырезанные из "Криминального чтива" сцены. Причём это не значит, что купившие их станут эксклюзивными правообладателями. Всё, что получает покупатель, – уникальный файл, расположенный на специальной платформе. Пользы от него не более, чем от марки в альбоме. Но, как и у редкой марки, ценность его может со временем увеличиваться. Так что NFT можно расценивать как вид инвестиции. Так, первую в мире эсэмэску продали в виде токена за 150 тысяч долларов.