Авторские материалы Гибкость, открытость, суверенитет, фундаментальность и практичность: какой будет новая система высшего образования в России

27 июня 2022, 19:54

Персоны

В Госдуме состоялись большие парламентские слушания по развитию системы высшего образования в России. Участие в дискуссии приняли члены нижней палаты парламента, ректоры ведущих российских вузов и представители экспертного сообщества. Основной вопрос – выход России из Болонской и необходимость перехода к собственной образовательной системе. Подробности выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.

То, с чем согласились все участники дискуссии, – быстрого и безусловного отказа от Болонской системы высшего образования, состоящей из 4-летнего бакалавриата и 2-летней магистратуры, не будет. Процесс перестройки образования может растянуться на годы, а нынешние студенты и абитуриенты благополучно закончат вузы и защитят дипломы соответствующего уровня. Тем более что многие из них без степени магистра не смогут устроиться на целый ряд должностей. При этом не произойдет и возврата к советской системе 5-летнего специалитета. Будущее – за новой национальной системой высшего образования, которая вберет в себя все лучшее от предыдущих этапов, и здесь многое зависит от выбора самих вузов и тех сфер экономики, куда пойдут работать выпускники. По мнению главы Минобрнауки Валерия Фалькова, выход России из Болонской системы никак не отразится на российских дипломах за границей, так как признание образования, учёных степеней и званий происходит на основе межправительственных соглашений.

ФАЛЬКОВ: Есть расхожий миф, что если мы даже поставим вопрос какой-то о плюсах и минусах этой системы и что-то будем корректировать, это поставит под сомнение признание наших дипломов в государствах-участниках этой декларации. Никакого отношения к признанию на территории государств-участниц, подписавших или признавших эту Болонскую декларацию, это не имеет.

По мнению Валерия Фалькова, новая система образования в РФ должна быть построена на 5 принципах: гибкость, открытость, обеспечение технологического суверенитета, фундаментальность и практичность. Например, подготовка врачей и инженеров может предполагать обучение на 5-летнем специалитете. Сюда же можно отнести новые сложные направления – медицинскую микробиологию, фундаментальную и синтетическую биологию, химические технологии. Вместе с этим многие специальности успешно развиваются в Болонском формате. Поэтому не министерство, а сама индустрия вместе с университетами должны выбрать наиболее предпочтительные форматы образования.

С этим согласен и председатель Госдумы Вячеслав Володин, который отметил, что новая система образования должна быть создана на основе лучших практик сегодняшнего дня и советского периода. Причем вопрос о повышении качества образования может быть решён, если будут скорректированы некоторые моменты, в том числе если аттестация преподавателей будет проводиться на базе ведущих вузов, а не в частных организациях.

ВОЛОДИН: Чтобы государственные организации – вы, вузы, – занимались этим! А сейчас у нас все это отдано на откуп частным фирмам, у которых, кроме печати, ничего нет. Туда приходит преподаватель для того, чтобы аттестоваться. Деньги платит, печать поставили – и он уже аттестован. То же самое касается врача и других специалистов.

Вместе с этим отказ России от Болонской системы образования поставил вопрос о возможной отмене или корректировке ЕГЭ как ее составной части. Уже сейчас все больше вузов вводят дополнительные внутренние экзамены, желая отобрать наиболее способных абитуриентов, и эта тенденция только нарастает. Но на время переходного периода все останется как есть. По словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, в России ЕГЭ в этом году проходит без каких-либо сбоев.

МУЗАЕВ: Наш экзамен – самый технологичный в мире. Только наша страна в течение 10 дней выдает результаты по пройденному экзамену. У нас активно используются каналы Интернета, компьютерное оборудование, специальное программное обеспечение.

В итоге комплекс мер, направленных на создание новой системы высшего образования, которая должна сменить Болонскую, будет представлен осенью. Никаких радикальных изменений пока не предвидится, но к Болонской системе образования в России надо относиться как к прожитому этапу.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация