Авторские материалы Агрегаторам такси прописали солидарную ответственность за ДТП
Персоны
Общероссийское объединение пассажиров раскритиковало законопроект о такси. В нём прописана солидарная ответственность перевозчика и агрегатора за ДТП, что, по мнению общественников, нарушает принцип презумпции невиновности, а главное – может привести к удорожанию услуг такси. В проблеме разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Законопроект, регламентирующий работу такси и уже прошедший первое чтение в Госдуме, пока устанавливает солидарную ответственность агрегаторов и водителей за ДТП. Этот пункт раскритиковало Общероссийское объединение пассажиров. По словам его председателя Ильи Зотова, в авариях все же виноваты перевозчики – водители или таксопарки, а перекладывание ответственности на компании-агрегаторы, которые не совершали никаких противоправных действий, нарушает принцип презумпции невиновности.
ЗОТОВ: В нынешнем законопроекте предлагается снять ответственность с водителей и таксомоторных компаний. Таким образом, у нас будет абсолютное бесправие в плане того, что водитель может ездить как угодно, попадать в какие угодно ДТП – все равно агрегатор за все заплатит.
По мнению Общероссийского объединения пассажиров, солидарную ответственность лучше заменить на субсидиарную, когда компания-агрегатор возместит ущерб только в том случае, если непосредственный владелец автомобиля (таксопарк или индивидуальный предприниматель) не в состоянии этого сделать. По словам Ильи Зотова, введение солидарной ответственности за ДТП, когда нет вины агрегатора, может привести к противоречию с Гражданским кодексом, где она наступает только для лиц, совместно причинивших вред.
ЗОТОВ: Все участники процесса – и водитель, и таксомоторная компания, и агрегатор – должны отвечать по своим обязательствам. Но при этом водитель не должен освобождаться от ответственности, как это сейчас предлагается законопроектом о такси. У нас должна быть правильно прописана ответственность всех участников данного процесса, и в этом случае мы обеспечим безопасную поездку.
Также общественники опасаются, что после принятия законопроекта в нынешнем виде цены на такси могут вырасти, поскольку агрегаторы будут вынуждены закладывать в стоимость услуг чужие риски и возможные издержки по судебным процессам. Однако целый ряд экспертов с этим предложением не согласен. Ведь пострадавшему в ДТП пассажиру или водителю другой машины придется сначала судиться с виновником, который, как правило, финансово несостоятелен, а затем все равно подавать в суд на компанию-агрегатор. Но это долго и сложно. При солидарной ответственности иск будет один, а агрегатор вполне может решить проблему возмещения ущерба в досудебном порядке. По мнению руководителя центра компетенций международного евразийского форума "Такси" Станислава Швагеруса, агрегаторы все же должны нести полную ответственность за причинение вреда, так как они – полноценные участники процесса организации перевозок.
ШВАГЕРУС: Четко установлено Гражданским кодексом, что фрахтовщик несет ответственность по заключаемому договору фрахтования. Существует порядка 15 абсолютно разных мнений участников, которые друг другу противоречат. Определение ответственности должно быть при принятии этого закона.
Пока же, по мнению экспертов Общественной палаты, которые проанализировали законопроект о такси, он не отвечает принципу правовой определенности, не дает четких ответов – как распределяется ответственность, и перегружен тяжеловесными юридическими и техническими формулировками. Сами же компании-агрегаторы готовы нести дополнительную ответственность, но пропорциональную своей роли в перевозках. Это необходимо детально обсуждать на профильных площадках с участием всех заинтересованных сторон.