Картинка

Интервью Театральное счастье. История Международного чеховского фестиваля

9 октября 2022, 23:10

Персоны

30-летие Международного театрального фестиваля имени Чехова: как всё начиналось? Вспоминает доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой зарубежного театра ГИТИСа​ Алексей Бартошевич.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И, как обычно по воскресеньям, в этой студии мы подводим культурные итоги недели, выбирая из тех событий и тенденций то, что представляется наиболее интересным. А сейчас есть возможность подвести итоги целых 30 лет, потому что на этой неделе исполнилось 30 лет Международному театральному фестивалю имени Чехова. И об этом фестивале, о его значении не только для России, не только даже для Советского Союза, потому что начинался он еще в СССР, и о его, как раньше говорили, всемирно-историческом значении я рад возможности поговорить с доктором искусствоведения, профессором, заведующим кафедрой зарубежного театра ГИТИСа Алексеем Вадимовичем Бартошевичем. Здравствуйте, Алексей Вадимович.

БАРТОШЕВИЧ: Добрый день.

ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, расскажите, пожалуйста, если вы помните (хотя, естественно, вы помните), как все это начиналось. Потому что я тогда был совсем еще студентом, и мы даже немножко принимали участие в этом фестивале тогда с редакцией журнала "Московский наблюдатель", делали дневник фестиваля. Но, конечно, то, как эта “машина” заводилась и как она, собственно, создавалась, тут вы точно можете рассказать больше и интереснее.

БАРТОШЕВИЧ: Это началось с самых первых шагов создания Союза театральных деятелей СССР. Я помню, что когда (в Кремлевском театре, по-моему, это было) было какое-то огромное театральное собрание, посвященное учреждению вот этой самой новой организации, я помню, как Кирилл Лавров, который выступал, держал там главную речь, он сказал, что одна из главных задач создающегося этого Союза театральных деятелей будет Всемирный театральный фестиваль. Больше того, с самого начала он назывался Театральный фестиваль имени Чехова. Это была идея, с которой носился Олег Николаевич Ефремов, который стоял у начала и этой новой организации, о которой я говорю, перестроечной, горбачевской, абсолютно новой по атмосфере организации, и вот чаемого этого фестиваля. Идея была вот в чем: сломать традиционную, в советские годы сложившуюся стену между нашей культурой и миром, между нашим театром и театром всемирным, сломать ее, помочь нашему театру ощутить себя частью мировой театральной культуры. Вот на самом деле что стояло за идеей театрального фестиваля. Разумеется, привезти в Москву (и не только в Москву, потому что потом фестиваль стал путешествовать по всей стране) лучшие, наиболее интересные, наиболее современные спектакли со всего мира. То есть показать публике нашей страны какие-то новые движения в театре, наиболее важные и интересные театральные события. Но одна из идей состояла в том, чтобы людям театра российского и тогда театра советских республик дать почувствовать свои собственные связи, свои собственные контакты – или, вернее, отсутствие контактов – с движением мирового театра. Вот это была одна из идей. Когда создавали вот этот Союз театральных деятелей, то меня попросили стать секретарем по международной работе. Я абсолютно не создан ни для какой организационной работы, я тут совершенно туп и бесталанен, но в данном случае я подумал, что не какой-нибудь казенный человек должен держать в своих руках, должен выполнять эту работу – работу по налаживанию, по расширению международных связей.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация