Картинка

Время и место Как адмирал Невельской Сахалин к России присоединил

9 октября 2022, 21:07

Персоны

Гия Саралидзе и Марат Сафаров – о временах, людях и событиях.

- 4 октября 1857 года адмирал Геннадий Невельской поднял российский флаг на Сахалине. Именно после этого Николай I произнёс: “Где раз был поднят русский флаг – там он опускаться не должен”.

- 4 октября 1916 год: в этот день основан город Романов-на-Мурмане, позднее переименованный в Мурманск.

- 8 октября 1931 года в Москве родился писатель и журналист Юлиан Семёнов.

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вестей ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе, это "Время и место".

САФАРОВ: Приветствую, Гия.

САРАЛИДЗЕ: Приветствую, Марат. Итак, 3 даты, которые мы сегодня выбрали по традиции и о которых с вами, наши уважаемые слушатели, и хотим поговорить. Первая. 4 октября 1853 года адмирал Геннадий Иванович Невельской поднял на Сахалине российский флаг. Именно тогда прозвучала еще одна знаменитая фраза, которая посвящена как раз этому событию, произнес ее Николай I: "Где раз был поднят русский флаг – там он опускаться не должен".

САФАРОВ: Да. Ну, эти события, конечно, имеют большую предысторию. Можно углубиться еще в XVII век, когда о существовании Сахалина вообще стало известно от атамана Пояркова, который с небольшим отрядом дошел до устья Амура. Поярков, правда, сам на Сахалине не был, слышал об этом благодатном острове. Именно так, остров тогда воспринимался в XVII веке как такое место, где, в общем, много разных богатств, но самое главное – живут “волосатые люди” (так называли айнов). А слышал он об этом острове от нивхов, но, повторимся, на острове не бывал. А именно Невельскому принадлежит не только то, что, по сути, Сахалин становится частью русского государства, но и то, что он дает описание этого острова. Дело в том, что до Невельского представления о том, остров это или полуостров, были дискуссионные. И именно благодаря Геннадию Ивановичу подтвердился факт, что Сахалин является островом, поскольку он на военно-транспортном корабле "Байкал" прошел между Сахалином и материком.

САРАЛИДЗЕ: Да, это пролив. Этот же пролив, если я не ошибаюсь, так в честь его.

САФАРОВ: Так и назван.

САРАЛИДЗЕ: Так и назван – пролив Невельского. Ну, вообще-то, интересно, что флаг-то был поднят. Ну, другое дело, что его, Сахалин, русским особо к тому моменту еще не признавали, для этого должно было пройти много чего. Вообще, надо сказать, что в том числе такое вот утверждение, что ли, на острове Сахалине, оно было еще продиктовано тем, что там, конечно, бесчинства творили всякие команды, это и американские, и японские, которые заезжали, там посещали остров и всячески обижали и местных жителей, ну и вообще не очень хорошо себя вели. Ну вот и нужно им было дать укорот.

САФАРОВ: Им нужно было дать укорот, собственно, вот это присутствие России здесь обозначить. Но, действительно, как известно, по Санкт-Петербургскому договору 1875 года Сахалин признавался собственность Российской империи, то есть примерно через 20 даже с лишним лет после вот этого, можно сказать, почти открытия Невельского. Конечно, о нем надо сказать подробнее, о его судьбе, поскольку, да, всем известна эта фамилия, прежде всего – благодаря вот этому проливу. Но кто он был? Он был дворянином, понятное дело, уроженец Костромской губернии, проведший детство в усадьбе близ Солигалича, то есть очень далеко от Дальнего Востока, но закончил морской кадетский корпус. Здесь очень важная деталь его жизни, можно сказать, этапная, что он был офицером при Его высочестве великом князе Константине Николаевиче, то есть сыне Николая I. Высочеству этому было всего около 10 лет, и, по сути, ну как бы сказать, Невельской был такой вот и по возрасту близкий к цесаревичу, и дядькой ему был. И, конечно, зависть была большая к Невельскому, считали: ну, из него, конечно, вырастет адмирал, он практически в царской семье живет.

САРАЛИДЗЕ: Он же вошел в доверие к монаршей фамилии вот за счет дружбы такой, но, в общем, выбрал совершенно другую стезю, надо сказать. Все бы так близкие к сильным мира сего вели так.

САФАРОВ: И в Петербурге мог бы остаться, а его манил Дальний Восток.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Время и место. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Время и место

Новые выпуски

Авто-геолокация