Интервью Едешь в Париж – пиши картину: влияние путешествий на русское искусство
Персоны
Выставка "Отличники" в Музее русского импрессионизма. Как поездки художников за границу влияли на русское искусство? Какие задачи ставились, какая требовалась отчетность? Плоды искусства, возникшие благодаря таким путешествиям.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день.
Я с удовольствием представляю нашего сегодняшнего гостя. В Музее русского импрессионизма это новая выставка – "Отличники". И сегодня у нас в гостях куратор этой выставки Ольга Юркина. Ольга, здравствуйте.
ЮРКИНА: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Как я понимаю, эта выставка несколько отличается от такой строгой концепции Музея русского импрессионизма, следующей из самого его названия. Эта выставка рассказывает о путешествиях русских художников. Другое дело, что путешествуя по Европе, они, конечно же, импрессионистическими идеями в частности тоже заражались, инфицировались и потом все это привозили обратно в Россию. Но речь идет, конечно же, о более широком круге. И как родилась эта идея? Я просто только что вернулся из Казани, где как раз и проходит выставка одного из таких путешественников-пенсионеров, который отправился в Европу, а в итоге так и остался в Тунисе.
ЮРКИНА: Александр Рубцов, видимо.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да-да-да, выставка, которая была до этого в Русском музее, да. И понятно, что здесь, конечно же, на художника производят впечатление и краски, и цвета, с которыми он сталкивается в других местах. И можно назвать это импрессионизмом, можно назвать это не импрессионизмом – как угодно.
ЮРКИНА: Идея нашей выставки родилась из того факта, что, оказалось, в нашем отечественном искусствознании как-то не поднимался и специально не рассматривался вопрос о пенсионерских поездках именно второй половины 19-го – начала 20-го века. Собственно говоря, вот конец 19-го – начало 20-го века – это то, что определяет специфику нашего музея, направления, в котором мы работаем. И нам стало интересно, в какой же степени эти поездки влияли на развитие русского искусства, какие художники ездили, что именно они видели, какое это производило на них впечатление, или оставляло их совершенно равнодушным. Собственно эти задачи мы, эти вопросы ставили перед собой, попытались на них ответить нашей экспозицией. И теперь рады представить это нашим посетителям для того, чтобы, может быть, вступить в какой-то диалог, узнать, какое это производит впечатление на нынешних посетителей музея. Потому что были разные мнения относительно тех картин, которые художники привозили из пенсионерских поездок, что-то одобрялось академией, а что-то не принималось.
ЗАСЛАВСКИЙ: И куда девались эти картины, которые не принимались?
ЮРКИНА: Оставались у самих художников.
ЗАСЛАВСКИЙ: А они вообще должны были что-то сдать обязательно?
ЮРКИНА: Да, конечно. Это было непременным условием как раз пенсионерской поездки.
ЗАСЛАВСКИЙ: Пенсионерская поездка – это сколько? Три месяца, год?
ЮРКИНА: Это зависело от специализации художника. В самом выигрышном положении находились так называемые исторические живописцы, и они отправлялись то на шесть лет, то на четыре года (там в зависимости от десятилетий менялись правила). Но они всегда (так же, как и архитекторы) дольше всех оставались в Европе. Пейзажисты и, например, баталисты или художники бытового жанра, ездили на более короткий срок за границу, но у них было еще также время для путешествий по России.
ЗАСЛАВСКИЙ: Я всегда говорю о том, что, конечно, такого рода истории полезны, когда речь идет о каком-то долгом или серьезном обучении. При советской власти, вроде бы "железный занавес" и все, тем не менее самых лучших вокалистов отправляли в Ла Скала на годичную стажировку. И, конечно, за это время можно было чему-то научиться. А когда сегодня все ограничивается там недельным курсом мастер-классов, то ясно, что за это время можно научиться красиво поклониться или что-то еще, но каким-то серьезным вещам обучиться, конечно, трудновато...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью