Авторские материалы Маркетплейсы предложили приравнять к магазинам

13 марта 2023, 16:27

Персоны

В России предложили уравнять обязанности маркетплейсов и обычных магазинов. По мнению общественников, правила обмена и возврата товаров на интернет-площадках противоречат действующему закону. Утверждают, что покупателю предлагают вернуть некачественную вещь, получить за нее деньги, а потом приобрести заново. В списке претензий еще 14 ситуаций, где клиент изначально неправ. Подробности – в материале корреспондента "Вестей ФМ" Ольги Матвеевой.

Согласно закону "О защите прав потребителей", покупатель в течение двух недель вправе обменять или вернуть товар. Причиной может быть плохое качество или просто желание от него отказаться. В качестве исключения – белье, лекарства и предметы гигиены. При офлайн-покупке на процедуру дается минимум семь дней. Что касается маркетплейсов, то здесь обменять некачественную вещь на другую не получится. Зачастую площадки предлагают возврат и новую покупку. При этом если стоимость вырастет, разницу в цене не компенсируют. Таким образом, маркетплейсы возлагают ответственность на конкретных продавцов, с которыми покупатель зачастую даже не может связаться. Председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов считает, что таким образом онлайн-площадки препятствуют реализации закона прав потребителей.

ПАВЛОВ: Покупатели, которые приобретают товар через маркетплейсы, вне зависимости от того, кто является продавцом этих товаров – сам маркетплейс или сторонняя компания, они сталкиваются с проблемами реализации тех прав, которые предусмотрены законом. Грубо говоря, процесс покупки отлажен, а процесс возврата и замены, он либо вообще невозможен, либо связывается с массой дополнительных условий, дополнительными издержками для потребителя, что вообще недопустимо с точки зрения закона. Мы все эти условия выявили, перечислили их и обратились к председателю Госдумы урегулировать вопрос в законодательном порядке.

В списке претензий от общественников 14 пунктов, где крупнейшие площадки по их мнению, входят в противоречие с действующим законом. По мнению Олега Павлова, это только малая часть, которая является основной.

ПАВЛОВ: Мы перечисляем конкретные маркетплейсы. Например, Ozon, он препятствует возврату крупногабаритных товаров или тяжелых товаров. Обуславливает это необходимостью либо платных подписок, либо заказа дополнительных товаров, чтобы вернуть тот, который не подошел или тот, который сломался. Со СберМегаМаркетом проблема связана с тем, что расходы на транспортировку в связи с гарантийным ремонтом они так же перекладываются на потребителя, а это неправомерно. К Wildberries вопросы – они лишают потребителя возможности при обнаружении недостатка требовать ремонта, или покупной цены, или замены.

Представители интернет-торговли с претензиями не согласны. По их мнению, никаких неурегулированных вопросов в законодательстве не осталось. На сайте есть вся информация о продавце и с ним легко связаться. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов говорит, что любой маркетплейс клиентоориентирован. Непрогнозируемые ситуации случаются, но их в соотношении крайне мало.

СОКОЛОВ: Я вот смотрел статистику, прошлый год у Роспотребнадзора в защите потребителей было 60 тыс. претензий. Из них на онлайн-торговлю 10 тыс. Когда у тебя количество заказов превышает 3 млрд, а количество претензий 10 тыс. – это абсолютно нормальная рабочая ситуация, с которой можно жить. Более того, пусть этот товар возвращенный оплачивает тот, кто решил его вернуть. Речь же не идет про товары ненадлежащего качества. А речь только про те случаи, когда вам все привезли, а вы сказали "ой, передумал".

По словам участников онлайн-рынка, законодательный перекос в пользу потребителя отразится на нем же ростом цен. Бизнес будет компенсировать свои риски, и закладывать в стоимость товара издержки, если его заставят платить за все самостоятельно.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация