Авторские материалы Право вето родителей приведёт к хаосу в школе?
Персоны
Родителям хотят разрешить накладывать вето на решения администрации школы. С такой инициативой выступили в Госдуме. Как считают авторы законопроекта, папы и мамы учеников должны иметь возможность заблокировать решения руководства школы, если они противоречат видению большинства родителей. Такой подход, как оказалось, не разделяют не только руководители образовательных учреждений, но и многие родители, а также защитники прав учащихся. В чем суть противоречий и почему в глазах многих право вето не выглядит как забота об учениках, узнала корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Узаконить отношения между семьей и школой предлагают депутаты Госдумы . Суть инициативы такова: родители должны иметь возможность заблокировать любое требование администрации, если вдруг оно не нравится большинству.
На взгляд авторов идеи, сейчас "родительские комитеты – это некое вспомогательное сообщество, которое ни на что не влияет. В лучшем случае организовывают походы, экскурсии и покупку тетрадей", – говорит руководитель комитета по вопросам семьи, мужчин, женщин и детей партии "Новые люди" Кира Скрипаль.
СКРИПАЛЬ: Все сводится к собраниям, на которых фактически обсуждают, какие шторы или цветы купить и сколько денег собрать на тетради. Фактически родкомитет и общешкольное родительское собрание не принимает никаких решений, только информирует о принятом школой решении, и повлиять со стороны родителей на это нет никаких возможностей.
Что предлагают? Участие родителей в принятии решений по вопросам школьного питания, школьной формы, ремонта школы, обновления оборудования, запрета на использование телефонов во время уроков. Кроме этого обсуждается и то, что мамы и папы учеников могут "заблокировать" решения руководства школы, если по мнению большинства родителей они противоречат их видению, продолжает Кира Скрипаль.
СКРИПАЛЬ: Мы предлагаем закрепить конкретные права родительских комитетов и родительских общешкольных собраний накладывать вето на некоторые решения школьного руководства, если за это проголосует большинство. Например, по морально-этическим соображениям планируют кого-то из учителей уволить, а родители против этого. Мы предлагаем внести коррективы в действующий закон об образовании. Мы полагаем, что это позволит выстроить конструктивный диалог между родительскими сообществами и школами.
Это, наоборот, путь к разобщенности и конфликтам. Подобные инициативы вносят лишь распри и недоверие, считают в преподавательской среде. Педагоги и директора школ напоминают: родители и сейчас имеют возможность влиять на решения администрации школы. Действующее законодательство дает такое право, говорит директор столичного Центра образования №548, народный учитель России Ефим Рачевский.
РАЧЕВСКИЙ: Значительная часть управляющего совета школы – это родители. Это абсолютно уполномоченный орган. Что касается возможности накладывания вето на решение администрации, возникает вопрос: руководство школы отвечает за все, что происходит в школе? А за что отвечают те, кто хочет накладывать вето? Допустим, наложить вето на прививочную компанию против кори, наложить вето на 5-балльную систему, наложить вето на проведение промежуточной аттестации. Абсурд абсолютный.
По-разному встретили инициативу о праве вето родители. Некоторые – с одобрением. Как они пишут в соцсетях, "было бы неплохо некоторые решения школьной администрации корректировать. В частности, вопросы введения школьной формы или питания". Но большинство все-таки сходятся на том, что право накладывать вето на все решения – это перебор. Согласен с этим и один из родителей школьника, председатель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин.
ПАНИН: Вносить какие-то дополнительные ограничения или давать право вето родителям – это просто связать по рукам и ногам учителей. Весы качнутся абсолютно не в ту сторону. А именно – родители, может быть, даже какие-то неадекватные родители, они будут управлять всем образовательным процессом. Я вас уверяю: ничего хорошего из этого не получится.
Школа и родители должны слышать друг друга. Родители не должны диктовать администрации, что делать. Если все будет происходить, как надо родителям, это конфликт, который негативно ударит по школьникам и их учебе, считает Виктор Панин.
ПАНИН: Администрация и родители должны существовать в дружбе, взаимопонимании, и у них во главе угла должны быть воспитательный и образовательный процессы, качество знаний, получение знаний. А все вспомогательные вопросы, связанные с жизнедеятельностью школы, – охрана, шторы пресловутые – это все должно быть на откупе родительского комитета.
А школьный процесс, его организация, административные функции, такие, как расписание, кадровый состав, учебные планы, и другие сугубо административные вещи – это не территория, где должны указывать родители, говорят педагоги. Иначе в школе начнется хаос.
Безусловно, говорят эксперты, родители – участники образовательного процесса. Скидывать это со счетов никто не вправе. Родители должны иметь голос в принятии важных решений, но они не должны блокировать работу администрации. Надо договариваться, а не указывать или запрещать.