Традиции Предпринимательство без миссии разрушает самого предпринимателя
Персоны
Деятельность предпринимателя должна выходить за пределы получения прибыли. В майские праздники говорим о труде бизнесмена. В студии Сергей Михеев и его гость – Сергей Иванов, исполнительный директор компании ЭФКО.
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это программа "Традиции", в студии Сергей Михеев. И сегодня мы поговорим, может быть, немножко на непривычную тему. Потому что обычно мы поднимаем здесь темы традиционного, духовного характера. Но я считаю, что все это, будучи перемешано с реальной жизнью, не может быть в отрыве от действительности. Тем более что у нас праздник грядет – 1 Мая, день вроде как труда. Так вот, какой труд должен быть, каким он может быть? И что такое сегодня предпринимательство, как его понимать? Философия предпринимательства, а также то, что вообще в головах у предпринимателей, мне кажется, это одна из главных вещей. Потому что мотивация тех людей, которые работают, мотивация тех людей, которые занимаются предпринимательством, бизнесом, на которых, собственно говоря, в значительной степени надежда на возрождение экономики, их мотивация – это очень важно. Я не раз говорил о том, что одна из наших главных постсоветских проблем, и не только, это такая очень кривая мотивация многих предпринимателей, для которых действительно Россия – это поле для охоты. Вот нынешние события, может быть, местами трагические, они, на мой взгляд, дают нам не просто шанс, а обязывают нас смотреть и на какие-то другие примеры.
И поэтому у нас сегодня в гостях – исполнительный директор компании ЭФКО Сергей Иванов. ЭФКО – компания, которая занимается продуктами питания. Я вас приветствую, Сергей.
ИВАНОВ: Добрый день.
МИХЕЕВ: А поговорим вот о чем. Я вот узнал (скажу честно – случайно) о том, что Сергей Иванов участвовал в ряде международных мероприятий, в том числе уже сейчас, когда идет специальная военная операция, когда всевозможные недруги давят на нас со всех сторон и флангов, был приглашен и участвовал в ряде международных конференций на тему продуктовой и климатической безопасности. О чем в первую очередь речь шла на этих конференциях? Чем же вы так удивили наших зарубежных коллег, друзей, недругов и прочее? И, может быть, о собственной мотивации. В конце концов, раз вы чем-то удивили, это как-то в вас вызрело?
ИВАНОВ: История началась полтора года назад с выступления, которое выложили в YouTube "Неустойчивое и устойчивое развитие". Именно тогда я так впервые публично выразил свое отношение к тому, что такое устойчивое развитие, почему нам кажется, что там вообще все перепутано, запутано и почему люди не верят. Оно было резонансным, и меня в январе позвали на в Коста-Рике. Когда началось СВО, я был уверен, что мне не подтвердят. Позвали. Я туда ехал, если честно, так достаточно напряженно и думал, что меня как-то не очень слушать будут. В итоге с чем я туда приехал, если совсем коротко. Я сказал о том, что наша компания – мы большие, нашу еду в 50 странах мира 200 миллионов человек едят, и мы одна из крупнейших в Восточной Европе компаний, которые производят продукты питания. И четыре года назад нас озадачила история: как вообще жить дальше. Потому что мир слишком сильно меняется, в нашей отрасли очень сильно все меняется, и глобальные вызовы вокруг еды такие, что их невозможно не замечать. Это здоровье, это достаточность, доступность продовольствия и окружающая среда, экология. Мы как-то решили вообще вокруг этого свою стратегию строить и технологии развивать. И много в теме инноваций мы с учеными нашими работаем, научный центр свой построили. Рассказал, что мы большую идею поставили себе во главу угла и этим занимаемся.
Дальше я рассказал о том, что вообще вот эти все странные слова – ESG и "устойчивое развитие" – в меня очень долго не входили. И почему не входили? Потому что "устойчивое развитие", оно понятно, как и когда оно задумывалось, какую идею там пытались донести: что экономический рост рождает проблемы в окружающей среде, которые невозможно решить вне социальной сферы. Вне социальной сферы ученые тогда говорили о том, что надо модель менять. Какую модель? Ну, капитализм, надо вот что-то альтернативное капитализму находить. А потом в начале 2000-х это все преобразовалось в три буквы ESG. И здесь как-то странности уже начинаются.
Полностью слушайте в аудиоверсии!